А давайте я вам расскажу о том, каково футбольному фанату, да и любому болельщику, посещать футбольные матчи, на своем собственном примере.
Накануне я принципиально решил сходить на фанатский сектор Арены Химки, где проходило московское дерби «Динамо» – ЦСКА. Признаюсь честно, больше всего во время этого процесса, хотелось уйти с футбола куда то в другое место, в какой нибудь ВИП или знакомую ложу прессы, покинуть эти сектора и не возвращаться к этому кошмару. Удивлю многих, сказав, что злобные негодяи фанаты здесь совсем ни при чем. Сама нынешняя система организации матчей и действия полиции делают все возможное и даже невозможное, чтобы отвадить людей от стадионов. Даже таких неприхотливых, как фанаты.
Я не буду говорить о таких мелочах, как организация проезда на современную и симпатичную Арену Химки. Она находится в одном из самых адовых с транспортной точки зрения мест города, куда можно добраться и за 1,5 и за 2 часа, а можно и более. Отчасти помогают лишь электрички.
Все окрестности вокруг стадиона с самого утра переведены на осадное положение. Сотни полицейских и военных. Не работают магазины, павильоны, кафе. В соседнем гипермаркете, правда, есть несколько кафе, где люди могут перекусить после рабочего дня, но уже за два часа до игры на стоянке нет свободных мест, а в кафе невозможно занять столик.
Учитывая просьбу полиции прийти на стадион пораньше, делаю с друзьями попытку зайти на фанатский сектор пораньше. Он вмещает по 3 тысячи мест за каждыми воротами команд, но ведут на сектора всего по два входа. Входы разделены тремя узенькими вертушками, сквозь которые Василий Уткин, например, не пройдет вовсе.
Матч в 20:00, но в 19:20 мы подходим к сектору. Там уже внушительная толпа, но очередь движется очень медленно. 10 минут, никакого движения, 15 минут, и мы продвинулись на метр. На любой другой трибуне уже начали бы матерится, тем самым отпугивая те самые «семьи с детьми». Мы начинаем матерится через 20 минут, хотя сами непосредственно с семьями. С нами две семейные пары и один ребенок.
Через 30 минут, после мощной словесной перебранки с полицейскими мы подошли вплотную к вертушкам. Вертушки срабатывают на штрих код билета не сразу, но наконец то, спустя 35 минут, мы перешли рубикон. Еще порядка 5 минут обыск и проход по узеньким лестницам на сам сектор.
Через 40 минут (!) проходим на трибуну, где бы я хотел бы увидеть наиболее последовательных критиков фанатов Евгения Дзичковского из «Спорт-Экспресса», Евгения Ловчева и Сергея Егорова из «Совспорта».
Заворотная трибуна забита до отказа. По центру молодежь, 16-25 лет, слева сектор забит ветеранами фанатского движения, каждому второму от 30 до 40 лет, так что штамп про «оторванных 15 летних отморозков» улетучивается. Выглядят взрослые люди солидно, много хорошо и модно одетых людей, явно устроившихся в жизни. На фанатский сектор ходят, потому что считают, что душа футбола здесь, а на центральных секторах просто покомфортнее. Такая же ситуация примерно и на секторе динамовцев. Оба фанатских виража заготовили перфоманс на три трибуны в честь давней дружбы. Активные группы неделю готовились к перфомансу, приволокли в Химки несколько сотен килограммов баннеров, флагов и плашек, разложили и срежиссировали действие.
На секторе полно девушек, семейных пар, Сергей Егоров, вот детей поменьше, чем на центральных трибунах, но тоже есть.
Никто не разжигает костер, чтобы приготовить свежего христианского младенца.
Зато вот обращаю внимание, что если случится нечто экстраординарноe, эвакуироваться с сектора будет нереально. От поля трибуну отделяет стеклянная стена, в которой всего две небольших створки. Есть четыре узких выхода… О плохом думать не хочется, понимаю это при воспоминании процедуры прохода.
Весь матч сектор не умолкает, активно болеет, переживает, но Дзичковского я этим могу и утомить.
Поэтому сразу перейду к тому, как мы выходили. После финального свистка армейский сектор держат на одном месте более 30 минут. Все давно опустело, динамовские коллеги уже свернули все свои флаги и сгибаясь под тяжестью унесли огромную «колбасу» самого большого элемента перфоманса. А мы стоим, и хотя днем было тепло, но в после 22:00 уже холодно. Зачем нас держат так долго? (фото). Ни один сотрудник полиции вам это ни за что в жизни не скажет.
А вот зачем! Чтобы мы не спешили к своим машинам, ведь другие нерадивые автомобилисты запрудили две улицы, ведущие к Ленинградскому шоссе. В 22:30 я на стоянке, где полчаса беседую с водителями других машин, которые не могут выехать только на улицу. В 23:30, потолкавшись в пробке, я выезжаю на Ленинградское шоссе. В районе Аэропорта, в тоннеле столкнулись 4 машины, вся дорога психует, но к футболу это уже не имеет отношения. В 00-40 я уже дома. После окончания рабочей недели, голодный и злой.
Я привык уже к этому. Каждый второй матч в Москве, и почти каждый выезд, проходят в таком антураже. Но скажите, а кому такой футбол вообще нужен? Не проще ли его смотреть по телевизору, с той самой семьей. Никто вокруг не будет дымить и ругаться матом, раздражая Евгения Ловчева. Да еще и пива нальют и ужин приготовят! Об этом мечтают наши «эксперты»? Думают ли они о том, что на фанатские трибуны ХОДЯТ ЛЮДИ, а не скоты?
И никто, ни Егоров, ни Дзичковский, ни Мутко, ни кто то другой, ничего не сможет сделать с такой полицией. И даже ведь РФС с РФПЛ претензий не предъявишь. А потом мы удивляемся, почему у нас на футбол никто не ходит. Придти на футбол, и обалдеть!
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы Российского футбольного союза, журналист, блоггер, ведущий передачи «ФанZона». |
Смотрите также:
- Игорь Рабинер: десятки болельщиков «Спартака» обещали разорвать меня на части →
- Как узнать футбольного фаната и надо ли его бояться? →
- Владимир Полупанов: За что мы любим футбол? →