Похоже, в российской столице так получилось выстроить обратную связь с москвичами, что она из «вертикальной» стала «горизонтальной».
О существовании портала «Наш город» знает подавляющее большинство жителей столицы. За 3,5 года своего существования «Наш город» посетили более 7 млн человек. Он предоставляет возможность оценивать работу госучреждений, следить за своевременностью и качеством проводимых работ на объектах городского хозяйства (будь то ремонт дорог или домов), сообщать о нарушениях и подтверждать (или опровергать) ответы чиновников об устранении конкретных проблем. Для осуществления общественного контроля открыто 179 (!) проблемных тем.
Дальше больше. Без малого 1,5 года назад для тех, кто хотел бы не только указывать на существующие трудности, но и предлагать варианты их преодоления, была создана система электронных референдумов «Активный гражданин». И сегодня «Активный гражданин» — самый масштабный проект такого рода в мире. На обсуждение с жителями выносят вопросы, которые имеют несколько вариантов решения. Тот вариант, за который проголосуют люди, и реализуют органы госвласти. «Это позволяет существенно улучшить качество принимаемых нами решений и вовлечь население в процесс управления столицей.
Из последних примеров — проведённое этим летом обсуждение экологической стратегии Москвы до 2030 г.
Ещё один яркий пример «народного» решения общегородской проблемы — идущее сейчас голосование (на «Активном гражданине») о том, как ухаживать за газонами.
Кстати, какие бы новые технологии ни использовала российская столица для связи с гражданами, традиционные формы общения, вроде личного приёма в департаменте или подачи заявления в мэрию на бумаге, остаются доступными (см. инфографику). А другие города и области, между прочим, берут на вооружение московский опыт. Аналог портала «Наш город» существует уже не менее чем в 30 регионах России.