Сетевой размах. Как информационные технологии изменили жизнь москвичей?

Российская столица вошла в топ-10 городов мира, оснащённых передовыми информационно-коммуникационными решениями в области обеспечения безопасности, наряду с такими мегаполисами, как Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Пекин, Токио и др. Достичь этого удалось всего за 5 лет.

   
   

Сетевой размах

С 2011 по 2015 год Москва сделала огромный скачок в развитии информационных технологий. В 2011 году город был покрыт не полностью даже сетями 3G, уступая по этим параметрам не только мировым столицам, но даже некоторым российским городам. Москвичи нередко жаловались не только на низкую скорость передачи данных, но и на постоянные разрывы голосовой связи. К началу 2015 года 98% старой Москвы и 40% Новой Москвы было охвачено уже сетями нового поколения - 4G, а число жалоб на качество связи сократилось на 70%. Ежемесячная аудитория интернет-пользователей увеличилась на 1,5 млн человек и составила более 8 млн. Причём наибольший рост пришёлся на людей от 45 лет. Эксперты уверены: такое прибавление произошло благодаря «быстрому» Интернету (проникновение проводного широкополосного доступа за это время выросло втрое) и доступности новых моделей смартфонов (а также планшетных компьютеров) с поддержкой 3G и 4G. Сейчас 6 из 10 москвичей пользуются современными гаджетами. Для чего? В немалой степени для того, чтобы решать разные вопросы своей жизни и жизни любимого города.

Например, московский портал госуслуг, открывшийся в 2011-м, позволяет получить доступ более чем к 130 услугам и сервисам без личного похода в органы власти. Эффект его работы оказался колоссальным: на портал ежемесячно заходят более 4 млн пользователей, что делает его самым популярным государственным сайтом в России. Среди востребованных услуг наряду с «традиционными» (получением выплат и разных разрешений) оказались также приём показаний приборов учёта воды и электросчётчиков, запись на приём к врачу, в первый класс и детский сад. Здесь же можно получить детские пособия - деньги придут на банковский счёт в течение трёх дней.

Управляем одним кликом

На протяжении вот уже 4  лет жители Москвы могут сообщать о существующих городских проблемах через портал «Наш город». За это время он стал крупнейшей жалобной книгой, благодаря которой горожане могут за 8 дней добиться решения по наиболее типовым проблемам, осложняющим жизнь в мегаполисе, - от выбоины на асфальте до автохлама во дворе и грязного туалета в поликлинике.

Для осуществления общественного контроля открыто 179 проблемных тем в 24 категориях объектов. Аналог такого ресурса, как столичный «Наш город», существует уже почти в 30 регионах России. Самые привередливые граждане могут здесь же проверить, не продаёт ли ближайший к их дому супермаркет просроченные товары, не завышает ли цены. И, естественно, ни от кого не скрывают результаты: здесь вывешивают фотографии и точный адрес, где была проделана работа.

Ещё несколько лет назад оплата пошлин, штрафов и разных счетов вызывала у многих недовольство. И не из-за того, что нужно отдавать деньги, а из-за того, что приходилось идти в банк, выстаивать очереди, теряя уйму времени. Поэтому даже у добросовестных плательщиков случались просрочки платежей, а кто-то эти квитанции элементарно терял. Сегодня по всей Москве внедрена система расчёта и начисления платежей, позволяющая жителям столицы оплачивать все услуги - от жилищно-коммунальных «жировок» до счетов за детские кружки и секции - не выходя из дома. Главное, чтобы под рукой был Интернет.

Активничаем сами!  

Раньше (до 2011 года) в Москве мало кого из простых жителей спрашивали, как лучше обустроить родной город. И тем более никто не догадывался проводить опросы населения даже по самым важным вопросам, которые касались каждого, не говоря о мелочах типа удобного режима работы катков.

   
   

Конечно, угадать желание каждого живущего в огромном городе невозможно, собственно, как и выполнить все «хотелки» одномоментно. Однако новые технологии позволяют вовлекать в управление городом огромное количество людей с минимальными затратами. В мае 2014 года в рамках городской программы «Информационный город» открылась система электронных референдумов «Активный гражданин», где на сегодняшний день зарегистрировались без малого 1,2 млн человек. Именно они помогают московским властям в принятии решений по вопросам транспорта, торговли, досуга, внешнего облика города, образования и даже градостроительства. Как? Зарегистрированный пользователь на портале «Активный гражданин» может одним нажатием на кнопку со своего гаджета ответить на вопрос по улучшению города, и чуть позже на сайте появится итоговое решение. Кстати, именно «Активный гражданин» способствовал запрету в Москве продажи алкогольных энергетиков с 1 мая. Да и 1200 велопарковок и 18 площадок для воркаута также появились по просьбе москвичей. А до конца года с помощью приложения «Активный гражданин» можно будет участвовать и в публичных слушаниях по развитию района.

ГИБДД в телефоне

Оснастив всю Москву камерами видеонаблюдения, столичные власти решили, что это лишь малый шаг по обеспечению безопасности города. И появилась задумка предоставить сотрудникам ГИБДД автоматизированные рабочие комплексы, назвав их «Мобильный инспектор». Что это такое? Переносная компьютерная система: планшет, принтер и специализированное программное обеспечение. Благодаря этому сотрудник

легко может на месте составить протокол и посмотреть, нет ли у вас просроченных штрафов.

Сегодня подобные устрой­ства используют более 2,5 тыс. сотрудников ДПС, благодаря чему среднее время оформления ДТП с участием двух транспортных средств сократилось в среднем на 15 минут и составляет теперь не более 25 минут. Кстати, комплекс позволяет сократить количество пробок на 168 км в сутки, так как 1 час перекрытия одной полосы проезжей части из-за аварии создаёт пробку в 1 км.  

Получается, масштабное использование современных технологий во всех сферах управления городом и в нашей повседневной жизни в конечном итоге существенно повысило её качество.

Нажмите для увеличения