Проверка сбоем. Эксперт Мариничев оценил зависимость Рунета от США

Причиной массового сбоя в работе интернета в России вечером 30 января стала техническая проблема, связанная с глобальной инфраструктурой DNSSEC, сообщили в Координационном центре доменов .ru и .рф. Сервис DNSSEC отвечает за проверку и уточнение адресов сайтов, на которые хочет перейти человек.

Из-за чего происходят такие сбои, зависит ли Рунет от США и как от них себя защитить, «АиФ» рассказал Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Мы попросили его ответить на десять наивных вопросов о том, почему наша сеть бывает нестабильна.    
   

Алексей Дуэль, aif.ru: — Что такое сбой в интернете?

Дмитрий Мариничев: — Сбой может быть физическим — когда, например, где-то перебили кабель и сигнал пропал, — или логическим. В первом случае Интернета вообще не будет. Во втором Сеть может работать, но часть сайтов окажется недоступной, соцсети будут открываться со сбоями, страницы долго грузиться... Так происходит из-за того, что где-то возникли проблемы с обработкой и передачей информации. Системные администраторы, программисты и другие профессионалы, отвечающие за сетевую инфраструктуру, стараются предусмотреть устойчивость в случае отказов, но это удается не всегда. Если случается сбой, специалисты вносят необходимые изменения в программы, протоколы, исправляют ошибки баз данных — и все снова налаживается.

— Сбой в Рунете всегда вызван проблемами на территории России?

— Да, логические ошибки в этом случае возникают на серверах, которые физически находятся в России. Чаще всего речь идет о DDoS-атаках, в 80% таких удар по нашим серверам наносят из-за границы.

— Какой домен лучше защищен от сбоев: .Ru или .РФ?

— Одинаково, за их работоспособность отвечает одна и та же организация, для обеспечения их надежной работы используют единые подходы.

   
   

— Если сбой произошел в США или ЮАР, на России это может отразиться?

— Конечно. Например, очень многие сервисы, которые используют в России, завязаны на авторизации в Google. Если с серверами, которые за нее отвечают, что-то произойдет, у нас возникнут сбои. Не глобальные, но вполне ощутимые.

— Может упасть весь интернет, а Рунет продолжить работать?

— Да, спокойно. В таком случае мы останемся без всех иностранных сайтов и сервисов, но наша часть Сети в этом смысле вполне самодостаточна.

— ​Вчера накрылась инфраструктура DNSSEC. А какие еще есть загадочные аббревиатуры и названия, от которых зависит работоспособность Интернета в России?

— Сломаться может все, что угодно. Просто нет смысла перечислять все элементы Сети. Другое дело, что какие-то сбои пройдут почти незаметно, а другие произведут заметный эффект.

— Все ключевые объекты инфраструктуры Рунета дублированы?

— Многие. В этой структуре есть множество подводных камней, о существовании которых часто никто просто не догадывается, пока об них не споткнутся. Сейчас специалисты проведут анализ случившегося сбоя, поймут, надо ли делать дубль DNSSEC. Или оптимальным будет другой вариант защиты от отказов работы Сети. 

— Почему вчера у одних операторов сбой проявился сильнее, а у других был вообще незаметен?

— Система децентрализованная, очень многое зависит от архитектуры, от того, какие запросы по каким маршрутам идут. Здесь никогда равенства не будет, кто-то вообще не заметит ничего, а у кого-то до устранения сбоя ничего работать вообще не будет.

— Как выбрать самого надежного провайдера, у которого при любом сбое все работает?

— Сбой может случиться у любого провайдера. Поэтому если важно обеспечить гарантированную связь с сетью, надо организовать себе несколько вариантов подключения. Когда начнется сбой, использовать наименее пострадавший канал.

— Интернет-компании теряют прибыль во время таких сбоев?

— Конечно, теряют, у многих в контрактах есть обязательства: обеспечивать бесперебойную связь при любых условиях. Неважно, сбой произошел по их вине или нет. Поэтому они корыстно заинтересованы в бесперебойной работе всей инфраструктуры.