Санкции против России уже объявлены, и ежедневно страны Запада грозятся еще больше «закрутить гайки» в отношении РФ.
Несколько социальных сетей, порталов и мессенджеров уже официально закрыты для пользователей из нашей страны. АиФ.ru собрал аналоги рабочих программ и мнения экспертов об их эффективности.
Чем заменить Zoom и Microsoft Teams
Вместо самых популярных сервисов для видеоконференций можно использовать российские аналоги: Pruffme, Webinar.ru, Virtual Room. Pruffme позволяет вывести в эфир до 30 человек и проводить мероприятие для 5 тысяч участников. По окончании мероприятия предоставляется подробная статистика. Сервис недорогой, а также предоставляет две недели бесплатного периода.
Webinar.ru также дает возможность одновременного участия во встрече до 5000 участников. Самые дорогие его версии позволяют выводить в эфир до ста спикеров. Тестовая неделя использования — бесплатно. Сервис интегрирован с «Яндекс.Метрикой» и Google Analytics.
Virtual Room рассчитан на 15 спикеров.
Чем заменить Youtube, Tik-Tok, Twitter и Instagram
Российская соцсеть ЯRUS создана для замены сразу нескольких иностранных программ. На прошлой неделе она попала в в топ-5 наиболее скачиваемых на платформе iOS в РФ. По словам ее разработчиков, уже сейчас у соцсети более двух миллионов зарегистрированных пользователей.
При скачивании сегодня приложение сообщает, что столкнулось с кибератакой со стороны США и Европы. Разработчики благодарят подписчиков за поддержку.
Чем заменить LinkedIn
Вместо заблокированной в РФ соцсети профессиональных контактов LinkedIn можно воспользоваться российским TenChat. Это приложение — официальный мессенджер «Всероссийского бизнес центра». Здесь более 300 тысяч зарегистрированных пользователей.
Чем заменить «Google Документы» и «Google Диск»
Вслед за «Яндексом» собственные аналоги сервиса развивает и Mail.ru.
Чем заменить Windows и офисные приложения
Попов выделяет и аналоги привычных офисных приложений: продукты «МойОфис» и «Р7». Также есть разработки российской компании CommuniGate Systems. Они способы обеспечить пользователям полный спектр коммуникационных возможностей: электронную почту, мгновенные сообщения, голосовую связь, календари, контакты, задачи и заметки, доступ к видеокоммуникациям, общий доступ к корпоративному контенту, а также контакт-центр в «одном окне».
В «Моем офисе» есть и офисные редакторы текстов и таблиц, и две почтовые системы, включающие календарь и контакты. Пакет программ совместим со всеми популярными операционными системами и интегрирован с прикладным ПО как от зарубежных, так и от российских разработчиков.
Чем заменить софт для создания курсов, тестов и рабочих досок
Можно выделить программы отечественной разработки и для создания курсов и тестов. Речь идет о Pruffme, iSpring, GetCourse.
Pruffme имеет бесплатную версию для курсов, где не более десяти учеников. Вообще же проходить курсы могут до тысячи человек.
iSpring имеет несколько версий, различающихся функционалом. Предоставляется бесплатный пробный период пользования. Предлагаются аудио- и видеоредакторы, а также обратная связь и интерактивные шаблоны.
GetCourse позволяет создавать обучающие курсы от и до. Предлагается и привязка собственного домена, и прием платежей.
Операционная система Android
Вместо привычного всем Android есть отечественная операционная система «Аврора». На ней работают тысячи телефонов. Сейчас она используется в секторах, где на первом месте стоит информационная безопасность. Например, при переписи населения использовались планшеты на «Авроре». Но на обычный телефон или планшет ее не установить, устройство должно быть подготовлено именно для этой ОС.
Хватит ли возможностей российского ПО?
Борис Попов уверен, что в России есть свои альтернативы практически каждому классу зарубежного софта, ведь в реестре отечественного ПО уже более 12 тысяч собственных IT-разработок: «С точки зрения видеосвязи уже давно есть и успешно работают решения разных технологических классов. Например, привычный для большинства пользователей Zoom отлично заменяет российский Videomost, а более технологически сложные решения видеоконференцсвязи американских Cisco и Poly — разработки Vinteo».
Александр Беслик согласен, что аналоги для большинства популярных западных программ в России есть. Например, «Google Диск» можно заменить альтернативой от «Яндекса» или Mail.ru. Сложнее, например, с Photoshop: аналоги хоть и есть, но уступают в производительности и функциональности.
«Главное сейчас, чтобы люди не увлекались установкой взломанного софта на свои компьютеры и мобильные телефоны. Иначе развитие наших отечественных разработок затормозится», — уверен Беслик.
«У нас есть собственные разработки на базе продуктов с открытым исходным кодом: операционные системы, системы управления базами данных, средства для разработки — так называемое системное ПО, — считает специалист. — В рамках импортозамещения, которому много лет, давно шла миграция данных на системы с открытым кодом. С системным софтом ситуация более чем оптимистическая. Что касается прикладного ПО, предназначенного для решения определенных задач и рассчитанного прежде всего на взаимодействие с оборудованием, то ситуация разнится в зависимости от востребованности продукта».
По словам Рахимбердиева, отечественный софт для массового использования ничуть не уступает зарубежным аналогам, он весьма конкурентоспособен, адаптирован к отечественной специфике. Например, в нашей сфере программы учета, управления торговлей, CRM-системы давно себя зарекомендовали, при этом никто не запрещает пользоваться зарубежными аналогами. А вот с прикладным софтом для промышленного использования ситуация сложнее. Например, это системы автоматизированного проектирования (САПР), в которых работают архитекторы, дизайнеры, изобретатели, инженеры и проектировщики. Хороших отечественных аналогов таких программ сейчас в России крайне мало. Известна только одна программа — NanoCAD, отечественный аналог программы AutoCAD. Этого, конечно, недостаточно для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности.
«Нет отечественных аналогов CAE-систем для решения таких задач, как электромагнитная статика и динамика, электромагнитная газовая динамика, оптика, литье, сварка, топографическая оптимизация укладки слоев ПКМ, — отмечает эксперт. — В этих направлениях нам еще предстоит работать, но это очень сложные и дорогостоящие вещи, которые можно реализовать с помощью поддержки государства».
Самая острая проблема, которая затронет все отрасли, включая ПО, по мнению специалиста, — запрет на продажу компьютерного железа: «Для нас вот такой риск: мы обращаемся в наш дата-центр и просим увеличить мощности, так как количество клиентов выросло. А они предлагают нам прийти лет через 10, когда отечественные серверы будут готовы. Из-за нехватки железа будет стагнация, остановится развитие. В этом я вижу основные риски. Заблокировать одной кнопкой сегодня можно компании, которые хостятся вне России, для них существуют риски полного отключения. Но большинство российских сервисов работают на площадках внутри РФ. С ними ничего не может произойти».
Российским предприятиям, использующим западное ПО, в новой реальности эксперт советует искать отечественные аналоги. В этом случае бизнес защищен и от внешних блокировок. А если это уникальное лицензированное ПО, то его можно устанавливать непосредственно внутри страны и использовать с минимальными рисками.