Ловля отличников соцсетями. Интернет-общение делает детей умнее

86% современных школьников имеют свой аккаунт и постоянно пользуются социальной сетью ВКонтакте. Что делают приличные родители, радеющие о психическом здоровье своих отпрысков? Правильно: жёстко регламентируют время, которое проводят их детки в этой (и других) соцсети. И зря!

   
   

Как показало исследование, проведённое Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики», соцсеть может серьёзно повысить успеваемость школьников! Важно, в каких конкретно группах проводит больше всего времени ваш ребёнок. Сегодня в самой популярной сети почти 900 групп — эдаких клубов по интересам, где дети ищут единомышленников. Умные родители не станут запрещать ребёнку поступать таким образом. И вот почему.

Рыбак рыбака ищет издалека

Исследование НИУ ВШЭ доказало: школьники, которые поддерживают связь в социальных сетях (ставят друг другу лайки, комментируют записи, просматривают странички друг друга), как правило, имеют примерно одинаковую успеваемость. Более того, ребята часто сперва знакомятся, но вскоре разрывают связь с теми, кто сильно разнится с ними по уровню получаемых оценок. И в этом нет никакой высокомерности. Дело в том, что у школьников, имеющих примерно одинаковую успеваемость, очень часто и интересы одинаковые. На отношения в соцсети самым непосредственным образом влияют внешние вещи, не играющие, казалось бы, никакой роли в интернет-паутине. Например, ребята со схожей успеваемостью, скорее всего, ходят в кружки похожей направленности, одинаковые спортивные секции.

И тут неважно, где эти кружки или секции открыты: в столичном фитнес-клубе или заштатном ДК маленького городка. Люди предпочитают устанавливать связи с теми, кто им близок по духу. И происходит это в любом возрасте. Женщины детородного периода ищут подружек в «мамских» чатах, а для подростков интересные им собеседники находятся в соответствующих группах социальной сети. Причём в интернет-среде искать единомышленников гораздо проще: живое общение ограничивается одноклассниками, друзьями по двору. В компьютере нет географических ограничений.

До появления соцсетей найти единомышленников было трудно. Так, отличник в окружении троечников должен был иметь просто железную волю, чтобы не скатиться на общий середнячковый уровень. А человеку в любом возрасте важно быть в своём кругу. Именно он мотивирует развитие — не хочется отстать от остальных. Теперь же стало легче находить мальчиков и девочек, которые, так же как ты, мечтают выиграть Всероссийскую олимпиаду, всерьёз беспокоятся о судьбах мира или интересуются количеством ног у многоножки. И пусть его многоножка проживает вместе с её обладателем за сотни километров от тебя, но Интернет делает вас более близкими, чем с соседом по парте, который ничем не интересуется. Кстати, как утверждает исследование, среди интернет-знакомых у большинства подростков практически отсутствуют одноклассники — их во внутренний мир не приглашают.

Не снобским духом

До сих пор бытовало ощущение Интернета как некоего единого пространства, где все равны. Но это вовсе не так! Равны — в смысле отсутствия границ и расстояний, но зато чрезвычайно дифференцированы в интеллектуальном смысле. Единая, казалось бы, соцсеть оказывается для каждого пользователя клубом по интересам. Один из водоразделов масс в Сети — успеваемость. Отличники и троечники живут в совершенно разных онлайн-мирах. И не надо сразу вешать на детей очередные ярлыки: нет, подростки не снобы и не ищут друзей, основываясь на табеле успеваемости. Отнюдь! Поводом для знакомства в Интернете может стать, например, обсуждение любимого сериала или певца. Но вот что любопытно: через некоторое время успеваемость тех, кто поддерживает связь, становится одинаковой. Причём это не отличник съезжает до уровня троечника, а наоборот — ребёнок стремится подтянуть успеваемость до уровня собеседника. Так как общение предполагает взаимное уважение, собеседник неминуемо становится авторитетом, подросток загорается желанием оказаться на одном уровне с интересующим его собеседником. Важно отметить, что, согласно результатам исследований, даже у самых известных ботанов на личных страницах абсолютно отсутствует школьная тематика. Это в среде подростков табуированная тема. Там не встретишь вывешенных почётных грамот об отличном окончании года или выигранной предметной олимпиаде. Виртуальная жизнь на то и виртуальна, чтобы никоим образом не иметь пересечения с реальной!

Так что, перед тем как отогнать ребёнка от компьютера с открытой страничкой соцсети, вспомните о её пользе. Конечно, всё хорошо в меру. И вреда компьютера для глаз, осанки и социализации никто не отменял! Но в пределах разумного этот новый и малопонятный для нас, взрослых, мир детям только на пользу!

   
   

Кстати

Как по профилю в Сети определить успеваемость подростка

Отличники почти всегда подписаны на:

  • новостные блоки (скажем, Anews, Meduza или Arzamas)
  • группы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Хорошисты интересуются:
  • группы типа «Книга рекордов», «Крутые факты!»
  • блоки со стихами
  • группы типа «Сделай сам!», «Почему это не я придумал?», «Хитрости жизни»
  • юмористические странички

Троечники и двоечники:

  • подписка на гороскопы (чаще несколько вариантов)
  • пирсинг- и тату-странички
  • интернет-журналы мод
  • грубый юмор
  • компьютерные игры