Телеведущая и блогер Ксения Собчак на Youtube выпустила фильм «Как инфоцыгане продают воздух: разбираем схемы продаж и их курсы». В нем она разоблачает и критикует «инфоцыган», рассказывая, как люди с малым доходом тратят последние деньги на марафоны звезд и блогеров.
Кого Собчак назвала инфоцыганами?
Телеведущая назвала инфоцыганами популярных звезд и блогеров, которые продают не имеющие практической ценности марафоны по саморазвитию и заработку. По словам Собчак, авторы бесполезных курсов и марафонов обычно продвигают свою деятельность в соцсетях, в частности, в Instagram.
«Они плодятся и размножаются каждый день. Кормят подписчиков фоточками якобы роскошной жизни и мутными цитатами. И активно продают ничто», — заявила Собчак.
Собчак упомянула обучающие «курсы-пустышки» телеведущих Виктории Бони и Регины Тодоренко, визажиста Гоар Аветисян, блогеров Милы Левчук, Марии Капшуковой, Кати Петерсил, Гусейна Гасанова, Елены Блиновской, Оксаны Самойловой.
В общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия российских цыган» (ФНКА) негативно отнеслись к использованию такого термина. В беседе с изданием «Взгляд» руководитель организации Надежда Деметер заявила, что Собчак совершила большую ошибку, когда поддержала распространение термина, оскорбляющего целый народ.
Кого обычно называют инфоцыганами?
Инфоцыганами называют создателей тренингов, вебинаров, мастер-классов, и т.д., предлагающих обучающие материалы, не имеющие никакой реальной ценности. Такие люди, как правило, поверхностно владеют предметом /темой, а их суждения часто основаны на общеизвестных истинах и фактах.
Сам термин «инфоцыганство» появился сравнительно недавно. Но, как рассказала МК социальный психолог Анна Гвоздева, идея инфоцыганства, если рассматривать его как обещание человеку лучшей жизни с минимумом прилагаемых усилий и гарантированным результатом, стара как мир.
«В различных формах подобные манипуляции встречались в разные, особенно нестабильные исторические периоды. За примерами далеко ходить не нужно: меньше 30 лет назад вся страна заряжала воду через телевизор», — сказала Гвоздева.
Инфоцыгане обычно рекламируют свои продукты в интернете. Используя громкие фразы, они обещают быстро и без труда зарабатывать больше денег, быть любимыми, худеть, хорошеть, улучшать состояние здоровья и т.д. Но не бесплатно, а за деньги. Опасность таких предпринимателей заключается в том, что они заставляют клиентов тратить время и деньги впустую. Более того, выдавая себя за экспертов, инфоцыгане могут выдать аудитории не соответствующую действительности информацию.
Как можно распознать инфоцыган?
Инфоцыгане всегда очень уверены в себе и имеют большой опыт публичных выступлений, что помогает им выглядеть убедительно и профессионально перед аудиторией. Создавая свои группы, сообщества, клубы и т.д., мошенники пытаются убедить клиента, что продают действительно успешные курсы.
Отличить инфоцыган от реальных бизнес-тренеров можно по нескольким признакам:
- инфоцыгане давят на эмоции и обещают решение проблем при отсутствие реальных навыков для этого;
- в своих выступлениях используют размытые формулировки;
- не имеют профессионального образования, указывают ссылки на прохождение курсов у псевдоэкспертов;
- говорят с интонациями, акцентами и паузами, активно жестикулируют;
- используют громкие заявления, например, после семидневного курса у вас появится муж/квартира/вы начнете зарабатывать 1 000 долларов в час и т.д.;
- предоставляют много хвалебных отзывов о себе;
- не желают заключать договоры либо прописывают в них, что деньги за продукт участникам не возвращаются.
Источник: https://www.youtube.com/