Играть за наших. Фестиваль «1612» представил новую версию «Смуты»

Красивый праздник прошёл в День народного единства в VK Play Арене. Тематический фестиваль назвали «1612», а главной его темой стало окончание Смутного времени в России.

   
   

Достучаться до молодых

На дворе 2024-й, а подробности и нюансы 1612-го, конечно, неспроста. Фестиваль напомнил о той грани, на которой стояла Россия в начале XVII века, и благодаря чему Отечество вышло из Смутного времени.

Уже с порога гости могли погрузиться в атмосферу средневековой Руси: их встречали боярыни с боярышнями, по русскому обычаю сразу провожая в трапезную. Пироги с грибами, с мясом и с яблоками да блины со сметаной, для тех, кто озяб от первого морозца — горячий иван-чай со смородиной и мёдом, для тех, кто распалился от игр — холодный брусничный морс.

Программа фестивального марафона, что продолжался много часов, была рассчитана на гостей с самыми разными вкусами. Подробный экскурс в историю Смутного времени — пожалуйста, дискуссия об игре как социально-значимом элементе культурного кода — с радостью, множество мастер-классов, концерт, а также презентация обновлённой игры «Смута».

Это историческое компьютерное приключение в нашей стране знают, пожалуй, все. Игра сделана по мотивам романа Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».

Книга «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», ставшая основой сюжета «Смуты» 

«Главная причина, по которой мы выбрали темой игры именно Смутное время, — рассказывает генеральный директор „Сайберия Нова“, разработчик игры „Смута“ Алексей Копцев, — это его крайняя важность для истории России. Это время определило дальнейшее развитие нашей страны, это был поворотный момент, когда участники второго нижегородского ополчения изгнали оккупантов из московского кремля, предотвратив и окатоличивание России, и дробление её на отдельные территории, а, в общем, утрату самой государственности и даже национальной идентичности русского народа».

А целью своей разработчики называют желание достучаться до умов и сердец нашей молодёжи, которая неохотно смотрит телевизор, почти не читает книги и не ходит в кино.

   
   

«Зато, — продолжает Копцев, — они охотно смотрят стримы и играют в компьютерные игры. Поэтому мы решили, что этот канал будет достаточно эффективным для общения с молодыми людьми, что со временем полностью подтвердилось».

По словам разработчика «Смуты», в отношении этой игры нет равнодушных, это самая резонансная отечественная игра. Многочисленные бурные дискуссии всколыхнули нашу молодёжь, и подтолкнули её к прочтению книги. Прочитав роман Загоскина, а потом, возможно, и Карамзина, сами того не заметив, молодые люди стали эрудированнее.

Кадр из «Смута». Фото: Официальный сайт игры «Смута»

Единым фронтом

«Смута», — считает доктор исторических наук, научный директор Российского военно-исторического общества, профессор Михаил Мягков, — очень важна сегодня для молодого поколения, чтобы знали, кто такие наши, в чём их соль и суть». В процессе игры человек изучает историю доступным способом, это входит в душу, и он начинает играть за наших. Компьютерные игры — это ведь, в том числе, постижение истории. А молодое поколение должно изучать и знать свою историю, чтобы твёрдо стоять на ногах в будущем».

Сам профессор Мягков продемонстрировал для молодых слушателей пример яркой, нескучной подачи исторического материала, «отведя» их во времена Минина и Пожарского. Профессору важно было донести до молодого поколения мысль о том, что единственный выход из любого смутного времени — народное единство и желание сделать страну суверенной, чтобы никто не мог диктовать ей свою корыстную волю.

«И ещё я старался дать понять молодой аудитории, — добавил Михаил Мягков, — что во время, когда решается судьба Отчизны, отсидеться не удастся никому. Только вместе, только единым фронтом, иначе победы не увидеть никогда. И сегодня это актуально: мы должны работать в тылу ради нашей победы в СВО — невозможно отсиживаться, когда воюют на фронте наши герои. И тот, кто находится в тылу, должен приближать эту победу своим трудом — на рабочем месте, в учебном классе — в этом тоже объединение нашей страны».

Кадр из игры «Смута». Фото: Официальный сайт игры «Смута»

Дух времени

Всё русское, родное было на фестивале «1612». Хочешь — пробуй писать пером на бересте, хочешь — игрушку из лыка плети или браслет из кожи. Можно было в игры играть, петь или просто слушать музыку.

«Мы вот, например, пишем реально существующим в XV-XVI веках шифром письма настоящими гусиными перьями, — поясняет представитель музея „Живая история“ Александра Скорох, — и настоящими чернилами, т. е. теми, что из переработанного угля сделаны, а потом всё это расшифровываем».

Мастерица по кожаным браслетам рассказала, что эти приятные украшения придуманы были для красивых девушек, и в каждый вплетён какой-то смысл — то ли о здоровье, то ли об удачном замужестве, то ли о везении в торговле.

А вот игрушечки из лыка (это материал из липы) сделать под силу только человеку опытному или тому, у кого моторика хорошая, а ещё получится и у того, кто очень хочет сделать себе символ и очень старается.

А ещё на фестивале можно было увидеть работы автора современных произведений искусства, финалистки проекта «Культурный код РФ» Каллисты Ивановой. В её картинах из серии «Красная заря — ветер перемен» преобладает именно этот огненный оттенок.

«Красный, — поясняет художница, — это символ того, что мы находимся на пороге глобальных перемен, т. е. на пороге новой эпохи. Грядёт наступление новой эры, нового мира и новой России».

Наверное, всё же люди творческие чувствуют дух времени тоньше и глубже.