Бывшая жительница Краснодара Анастасия Радзинская опять попала в список самых высокооплачиваемых звёзд YouTube. По информации издания Forbes, в 2020 году доход от видео с участием 6-летней девочки составил 18,5 млн долларов. Случай Радзинской не уникален: популярные каналы для самых маленьких по просмотрам легко обгоняют взрослых блогеров.
На первый взгляд безумный успех ресурсов с детскими видео удивляет, но специалисты объясняют его просто.
Недетский успех
Имя 6-летней девочки из России Насти Радзинской знают во всём мире. Известность ей принёс канал, который ее родители создали в 2016 году. Тогда ими двигало не желание прославить дочь и заработать денег, а забота о её здоровье. При рождении девочке поставили диагноз «ДЦП», и съёмка видео стала дополнением к терапии. Это помогало отслеживать изменения в состоянии девочки и учило её взаимодействовать с миром. А когда Насте исполнилось два года, её признали здоровой. Никто так и не понял, что произошло: лечение помогло или диагноз был неверным. Но если врачи ошиблись, то сегодня семье стоит их благодарить.
Родители девочки не изобретали велосипед, а просто снимали то, что было популярно у других юных блогеров. На первых видео Настя распаковывала подарки, играла, гуляла и занималась другими детскими делами под весёлую музыку. Юным зрителям это нравилось, и блог быстро набирал популярность. Через несколько месяцев он стал приносить небольшой доход от рекламы. На эти деньги семья надолго уехала в Азию и изменила подход к съёмкам. К созданию роликов стали привлекать профессионалов. В итоге счёт подписчиков Насти пошёл на миллионы, выросли и доходы. Уже несколько лет она с родителями живёт в США и входит в число самых высокооплачиваемых блогеров на YouTube. Доход семьи от видео за прошлый год оценили в 18,5 млн долларов, а количество подписчиков основного канала Like Nastya перевалило за 67 миллионов. Общее же число её просмотров, по данным Forbes, достигло 39 миллиардов.
Другим примером YouTube-ресурса для самых маленьких, который добился недетских успехов, является канал Vlad and Niki. Его создали родители родных братьев из России Влада и Никиты. Они тоже пошли проторенным путём: в роликах юные звёзды играют с игрушками, веселятся, устраивают разные эксперименты. Слов там минимум, зато много музыки и аудиовизуальных эффектов. Рост этого канала был особенно стремительным. За относительно короткое время — с апреля 2018 года — он успел набрать более 61 миллиона подписчиков. По примерным оценкам, на рекламе в видеороликах родители мальчиков зарабатывают около 150 тысяч долларов в месяц. Примечательно, это эта русская семья тоже переехала жить в Америку и адаптировала контент основного канала под англоязычную аудиторию.
На YouTube есть и другие русскоговорящие дети-звёзды с десятками миллионов подписчиков. Но всех юных блогеров мира по заработкам опередил 9-летний американец Райан Каджи. В 2015 году был создан его канал Ryan ToysReview, где он занимался банальной распаковкой игрушек. Но со временем контент стал разнообразнее, ребёнок начал проводить научные эксперименты с родителями. И, хотя сейчас на его основном канале Ryan’s World «всего» 28 миллионов подписчиков, в прошлом году школьник заработал почти 30 миллионов долларов. По данным Forbes, сейчас он возглавляет мировую десятку самых высокооплачиваемых блогеров YouTube среди всех возрастов.
Погремушки на экране
На первый взгляд взрослые рекорды незамысловатых детских каналов удивляют, но для специалистов в этом нет ничего странного. Они объясняют их успех несколькими факторами.
«На самом деле тут все просто, — говорит эксперт по детскому контенту на YouTube Артём Курчавый. — Детей на YouTube очень много, видео они смотрят гораздо больше, чем взрослые. А самое главное, что зрители лет до 6 не отсекают того, что уже видели. Они могут посмотреть один и тот же ролик множество раз с одинаковым интересом. Еще большую роль играет то, что простые ролики универсальны и понятны маленьким детям по всему миру, ведь для них в первую очередь важна картинка. В них минимум слов и максимум музыки, звуковых эффектов, каких-то показных эмоций. Такие детские видео можно сравнить с погремушками. В старшем возрасте это уже немножко другая история, и там просмотры меньше».
Все перечисленные особенности характерны и для YouTube-канала «Маша и медведь», у которого сейчас более 32 миллионов подписчиков. Артём Курчавый считает его одним из первопроходцев в данном сегменте контента. Неслучайно этот мультик про русскую девочку стал популярен далеко за пределами России: он понятен любому ребенку даже без локализации. Похожие анимационные каналы есть во многих странах мира. Например, в США нишу «Маши» занимает мультсериал про кота Тома Talking Tom с 23 миллионами подписчиков.
По мнению Курчавого, ещё один секрет успеха популярных детских каналов — то, что они появились в удачный момент. Многие из них были созданы тогда, когда такой контент на YouTube только начинал развиваться и конкуренция была минимальной. В тех условиях многим было под силу набрать миллион и больше подписчиков всего за год, тогда как сегодня настолько быстрым продвижением не могут похвастаться даже самые продвинутые каналы. По словам Артёма Курчавого, теперь рост до ста тысяч подписчиков в год можно считать хорошим показателем для нового ресурса.
Тот факт, что немало популярных сегодня во всём мире детских каналов были созданы россиянами, тоже имеет своё объяснение. Во многом это связано с экономическими реалиями и обусловленным ими образом жизни людей.
«В той же Америке многие могут позволить себе купить подписку на Netflix, Amazon Prime или другие платные сервисы, — говорит Артём Курчавый. — Поэтому YouTube там конкурирует с большим количеством платформ. Население США примерно в два раза больше нашего, а просмотров на YouTube там примерно столько же, а то и меньше на каком-то контенте, чем у нас. Здесь смотрение гораздо выше, потому что в условиях России телевизор является самым дешёвым и доступным развлечением. Когда особо нет денег, конечно, многие будут включать бесплатный YouTube. И многие россияне сообразили, что это благодатная ниша. Очень похожая ситуация сейчас в Латинской Америке. Чем слабее экономика, тем больше просмотров на YouTube».
Правила игры изменились
Баснословные доходы юных блогеров могут вызвать у некоторых родителей желание продвинуть на YouTube своего ребёнка, чтобы получить хотя бы маленький кусок пирога. Но теперь это сложная задача: год назад сильно изменились правила игры. Всё началось с того, что Федеральная торговая комиссия США обвинила видеосервис в нарушении закона о защите конфиденциальности детей в интернете. Там посчитали, что он собирал персональные данные юных зрителей, чтобы выдавать им рекламу по интересам. YouTube не признал нарушения, но выплатил штраф в 170 миллионов долларов и вынужденно ввёл ряд ограничений.
«С января прошлого года видеоролики, предназначенные для детей младше 13 лет, начали помечаться, — продолжает Артём Курчавый. — По сути, им отрубили персонализированную рекламу, встраиваемую самим YouTube. А она приносила большие деньги крупным игрокам с миллионами подписчиков. На мой взгляд, чтобы как-то возместить им упавшие доходы, алгоритмы работы YouTube изменили в пользу самых популярных детских каналов. Им сильно увеличили просмотры, чтобы они могли больше зарабатывать на интегрированной ими самими рекламе брендов. Кроме того, YouTube отключил много функций для продвижения нового детского контента. В результате запускать такие каналы стало ещё труднее. Теперь они развиваются раз в десять медленнее, чем прежде».
Выходит, что в детском сегменте YouTube всё стало работать почти по поговорке из взрослой жизни: богатые богатеют, а бедные беднеют. Например, по данным Forbes, доход от роликов с Настей Радзинской в прошлом году вырос на полмиллиона долларов по сравнению с предыдущим. Хотя и до всех изменений владельцы самых раскрученных каналов обеспечили себе безбедную жизнь на многие годы вперёд. По словам Артёма Курчавого, с их количеством подписчиков почти любое видео легко наберёт миллион-другой просмотров. Конец этому может положить разве что закрытие видеосервиса. Даже неизбежное взросление юных звёзд вовсе не обязательно станет проблемой.
«Логично предположить, что, когда Настя Радзинская подрастёт, они не смогут делать видео для детей в этой же стилистике, — рассуждает Артём Курчавый. — Я думаю, что они просто будут адаптироваться. Например, найдут другую актрису. Так было с „Машей и медведем“. Когда озвучивавшая мультик девочка выросла, её заменили другой».
Такие ресурсы можно было бы считать невинным развлечением и даже благом, если бы ключевую роль не играли деньги. Раскрученные экранные погремушки бесплатны только условно, и за них фактически платят родители юных зрителей. Встроенная в ролики реклама брендов рассчитана на детей, которые потом начинают клянчить всё увиденное. С другой стороны, мам и пап маленьких блогеров обвиняют в их эксплуатации ради наживы. Баснословные доходы и красивая жизнь сегодня могут обойтись дорого в будущем. Например, неизвестно, что будет с психикой юных звёзд, когда они вырастут и не смогут больше собирать миллионы просмотров своими милыми улыбками.