Fakebook. Зачем в соцсети идёт поток дезинформации?

Независимая от правды

У меня в друзьях всего три человека, которые разделяют проукраинские взгляды. Двое из них сейчас сами постят фейки. Но их посты — капля в море. Большая часть моей ленты почему-то превратилась в поток антироссийской лжи.

   
   

Как заявил один из вице-президентов Meta Ник Клетт, наши люди-де используют Facebook и Instagram «в качестве источника независимой информации». Интересно, что в его понимании независимая информация?

Ролик с разрушенной военной техникой, сопровождаемый текстом «Слава ВСУ! Слава героям!» и очередными немыслимыми данными о военных потерях России. Другой ролик — девушка с ненакрашеным лицом и плохо играемой трагичностью обращается к украинским бойцам: «Ребята, мы молимся за вас». Ещё один — с видеоколлажем разрушений, сделанных в разное время года. Здесь пост вообще мобилизующий: «Не молчи! Выйди и борись против кровопролития… Выходи на главную площадь своего города».

Так независимая информация — это та, что не зависит от правды?

Не прошу — подсовывают

Я не прошу, но мне подсовывают. Я не читаю таких постов, не вступаю в дискуссии, но меня вовлекают. И вообще, я один из самых пассивных пользователей Facebook: не репощу, не пишу постов. Вообще. Давно. Читаю только нескольких друзей, чьё мнение мне интересно, и информацию нескольких СМИ, которым доверяю.

А если бы моя активность была выше, то сколько бы таких фейков стало в моей ленте? Ведь каждое высказывание на эту тему их бы многократно множило. Именно таков принцип распространения рекламы в интернете: поискал холодильник — полгода будет сыпаться реклама магазинов, ими торгующих; высказался на щекотливую тему — пошёл вал фейков об этом.

26 февраля Facebook заблокировал российским государственным СМИ возможность запускать рекламу и монетизацию. Однако таргетинг с их страниц продолжился. Как же так? А вот как. Попробуйте поискать в Facebook «Россия 24» — вывалятся несколько страниц, вот только все они фейковые. Настоящую найти почти невозможно. Но если проверить эти страницы (достаточно сделать всего пару кликов), то можно увидеть, что запускаются они с территории США и Украины. Конечно, рядовой пользователь до этого не додумается. На то и расчёт.

   
   
На этих фейковых страницах публикуются информационные подделки, в т. ч. несуществующие заявления российских официальных лиц

Кто и как выносит вердикт?

Fakebook (такое название лучше отражает сегодняшнее лицо соцсети) не только позволяет публиковать заведомо лживую и грубо сфабрикованную информацию, но и тиражирует её, продвигает, навязывает. При этом сама Meta, как теперь называется компания, управляющая соцсетью, заявляет о борьбе с недостоверной информацией. Как же она ведётся?

Ещё 22-24 февраля наши коллеги из других СМИ обратили внимание на то, что их материалы блокировались с пометкой «фейк». Оказалось, что это были заявления российских официальных лиц, органов власти и в первую очередь — Минобороны, ФСБ. То есть фейками признаётся официальная информация, а грубо сфабрикованные страшилки таковыми не являются. И кто такой умный арбитр, который выносит вердикт?

Вот такие сообщения о блокировке получают посты, содержащие официальные данные Минобороны России

Как выяснилось, решение соцсеть принимает на основании «экспертного заключения» некого ресурса «Стопфейк». Это украинско-польская контора, работающая с Meta на аутсорсинге.

Вселенная фейков

Как мы знаем, Meta заявила, что не будет отключать доступ в Facebook и Instagram в российском сегменте интернета. Конечно, не будет. Зачем? Ведь это мощные каналы, по которым на российскую аудиторию практически непрерывно идёт таргетированная реклама с лживой информацией и призывами выходить на несанкционированные акции.

«Люди в России используют их для выражения протеста и чтобы организоваться против войны», — ещё одна цитата Ника Клетта.

Чтобы организоваться или чтобы их организовать и спровоцировать?

Метавселенная фейков сегодня — ещё один фронт. Она располагает оружием, куда более мощным и прицельным, чем гитлеровские листовки, которые разбрасывали в советских тылах с самолётов. Сохранение доступа в соцсети — это никакая не благотворительность со стороны их руководства. И к пацифизму оно тоже не имеет отношения. Всё ровно наоборот.