Цифровая война. Глава РАКИБ Припачкин объяснил слежку смартфонов за людьми

Юрий Припачкин. © / Кирилл Каллиников / РИА Новости

Навязчивая реклама преследует каждого обладателя смартфона. Стоит поинтересоваться у поисковой системы или просто сказать вслух о какой-либо вещи, как предложения похожего товара начинают показывать почти каждый сайт или приложение. Это примета наступления цифровой эпохи, которая скоро перевернет жизнь людей. Как России не проиграть Западу в эту эпоху, в интервью aif.ru рассказал доктор технических наук, президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна Юрий Припачкин.

   
   

Большая слежка

Сергей Болотов, aif.ru: — Юрий Игоревич, последнее время из-за рекламы у людей складывается впечатление, что из смартфона за ними кто-то следит. Это паранойя или нас на самом деле подслушивают?

Юрий Припачкин: — Программы действительно собирают все данные о человеке, какие только могут, и у этого есть цель. Прежде всего, эти данные продают для создания таргетированной, то есть целевой рекламы. Гораздо эффективнее рекламировать человеку именно тот товар, которым он интересуется прямо сейчас. Но есть задача более высокого уровня — создать цифровой профиль человека. Это основа цифровой экономики, в эпоху которой мы уже вступили.

— А если я не хочу, чтобы кто-то создавал мой цифровой профиль?

— Вынужден вас огорчить, отказаться от этого нельзя. Даже если вы сами перестанете пользоваться соцсетями или смартфоном, то все равно вы будете оставлять цифровой след через знакомых и родственников, которые ими пользоваться продолжают. Можно взять кнопочный телефон, но как тогда пользоваться порталом «Госуслуг»?

Ваш цифровой профиль составляют не только коммерсанты, но и государство. Власть стремится уйти от бумажной волокиты и повысить эффективность управления, в том числе экономикой. Запрос на «Госуслуги» в будущем будет только расти, а личные визиты в кабинеты чиновников останутся в прошлом.

Государственные услуги становятся проактивными, то есть вы больше не ищите пособия и льготы, а машина сама узнает, какая помощь вам полагается и предлагает ей воспользоваться. Для этого ей нужен ваш профиль. Уйти от этого уже невозможно, разве что уехать жить отшельником в глухие края.

   
   

Цифровая экономика

— Что такое цифровая экономика и почему о ней так активно заговорили? Ведь компьютеры появились еще в середине прошлого века.

— В мире тысячи лет была только одна аналоговая сущность — человек как физическое лицо, а все экономические, юридические и прочие процессы строились вокруг этой сущности. В XXI веке появилась новая сущность — человек с гаджетом, а вернее — его цифровой профиль, который отражает человека в новом цифровом мире. И вокруг него начала строиться новая экономика — цифровая.

В этом новом мире цифровой профиль взаимодействует с платформами, которые обеспечивают сервис и поставку услуг, начиная с подключения к интернету и заканчивая привычными в аналоговом мире услугами. Например, утолить голод или купить одежду. В результате взаимодействия человек подвергается всестороннему изучению, а его цифровой профиль становится все более полным отражением его вкусов, привычек и образа жизни.

— Зачем это нужно?

— Так платформы получают возможность более эффективно продавать ему товары и услуги, то есть удовлетворять спрос. На эту задачу также работает система лояльности в виде скидок и бонусов. Необязательно иметь специальное образование, чтобы понимать, насколько большую роль спрос играет в рыночной экономике. На всякий случай напомню, что он определяет цены и объем производства.

Контролируя спрос, вы можете эффективно управлять ценами и производством, в конечном итоге — всей экономикой. Вот почему чем дальше, тем чаще мы видим, насколько важно каждой компании, каждому даже самому ерундовому приложению на смартфоне собрать как можно больше данных о человеке и в итоге составить самую полную версию его цифрового профиля.

Революция в производстве

— Говорят, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром.

— Применительно к цифровой экономике эту истину следует переосмыслить. Одна из классических проблем экономики — это кризис перепроизводства. Где-то появляется спрос, производство реагирует на него увеличением выпуска товаров, в какой-то момент спрос оказывается удовлетворен, но никто не знает когда, и в итоге часть товара остается невостребованным. Молоко выливается в реки, горы зерна сжигаются, одежда гниет на складах. За этим следует период депрессии.

Обладание цифровым профилем позволит прогнозировать потребности потребителей настолько точно, что это приведет к отказу от массового производства типовых товаров. Экономика перейдет к планированию, производство станет индивидуальным. Скажем, за месяц до очередного дня рождения ребенка, зная его пол, возраст, рост, вес, любимый цвет и другие пожелания, его родителям предложат заказать производство подарка в виде именно такого велосипеда, который тот хочет. Все что им останется — согласиться или отказаться.

В перспективе все это позволит уйти от кризисов перепроизводства, что окажет на мировую экономику и обыкновенный быт людей огромное влияние. Умные холодильники будут сами заказывать своим владельцам еду на хлебзаводах и мясокомбинатах с учетом предпочтений и диеты, умные шкафы — одежду на швейных фабриках точно по фигуре. Технически это можно было сделать еще вчера, но цифровые профили людей используются нерационально.

— Звучит очень заманчиво, и в то же время — пугающе.

— Очень важно, чтобы ваши личные данные никуда не утекали, поэтому вопрос о защите персональных данных поставлен на государственном уровне. Россия далеко не первой из стран Европы потребовала от IT-гигантов хранить информацию о гражданах на своей территории, и другими способами ограничила сбор данных зарубежными сервисами. Но государству для эффективного управления экономикой и обществом самому требуется большой объем данных о своих гражданах.

В Китае создана система социального рейтинга, которая основана на технологии анализа больших данных и работает с цифровыми профилями людей. За нарушение установленных государством правил социальный рейтинг человека снижают, в результате он фактически поражается в правах.

Цифровое пиратство

— Нужна ли такая система России?

— В основе китайской системы лежит коммунистическая идеология, там всеми цифровыми профилями владеет государство. У них принят закон, что Big Data — это госсобственность. А у нас пока есть время на выбор пути. Хотим ли мы, чтобы все наши личные данные принадлежали государству? Это можно регулировать, но отказаться от цифровизации уже не получится. Та страна, которая лучше и быстрее всех установит правила использования цифровых профилей и адаптирует свою экономику — выиграет XXI век, и у России есть хорошие шансы.

В основе цифровой революции лежит борьба за новый вид собственности — это собственность человека на его цифровой профиль. Я надеюсь, что наше общество придет к тому, что право каждого человека на его цифровой профиль будет общепризнано. Пока не все люди хорошо это осознали, но у цифрового профиля есть стоимость, его уже активно перепродают и извлекают из этого огромную прибыль.

— Вы имеете в виду социальные сети? Люди сами выкладывают туда все свои персональные данные.

— Активнее всех это делает запрещенная в России корпорация Марка Цукерберга. Ее бизнес — это грабеж. Она торгует цифровыми профилями своих пользователей, а покупают их, как выяснилось во время предыдущих президентских избирательных кампаний в США, не только в интересах таргетирования рекламы, но и в политических целях. Это большие деньги.

У пользователя соцсети нет никаких прав, его учетную запись могут в любой момент заблокировать без объяснения причин, при этом его цифровой профиль останется в руках корпорации. Разумеется, при его продаже сам человек ничего не получает. Это очередной англосаксонский пиратский проект. Они исторически привыкли все свои дела делать на грабеже колоний, и теперь грабят цифровые профили людей по всему миру.

Помимо наживы, цифровые профили стали использовать и в качестве психологического оружия. Персонализация информационно-развлекательного контента сегодня стала реальностью и оказывает серьезное влияние на сознание людей. Многие живут в информационных пузырях, из-за чего буквально перестают понимать даже близких родственников. Этим можно управлять, но это отдельная большая тема для разговора.

— Что с этим делать?

— Россия должна поднять знамя защиты прав человека по всему миру и отстаивать право людей на их цифровой профиль. Нужно объяснять, что это новый вид собственности и ключ к экономическому прогрессу. Его нельзя разбазаривать, как золото в обмен на стеклянные бусы. Это в интересах и всего общества, и каждого человека в отдельности. Наш закон о персональных данных — только первая ласточка, России предстоит большая законотворческая и просветительская деятельность в этом направлении.

Проблемы не только за границей, они есть и внутри страны. Любое ваше обращение к поисковикам, в том числе и отечественным, приводит к тому, что вам немедленно начинают сыпаться предложения о покупке соответствующих товаров. Это значит, что вас взвесили, измерили, перепродали и в результате атаковали рекламой. Эти процессы нужно перевести в правовое поле и использовать для развития экономики там, где это приведет к повышению эффективности производства.

Главная ошибка СССР

— Частные предприятия озабочены скорее извлечением прибыли.

— Для этого нужен цифровой госплан, для которого в советское время не было главного — понимания реальных потребностей людей, информации о спросе. Тут мы возвращаемся к примеру с велосипедом в подарок, в точности такому, как мечтает ваш ребенок. СССР был способен произвести что угодно, миллиард сапог и космический корабль, но не удовлетворял спрос населения в элементарных вещах. И простой факт наличия кибернетики и компьютеров академика Глушкова не помогли. Они обсчитывали не то, что было нужно советским людям.

Цифровой госплан позволит перестать тратить впустую производственные возможности аналоговой экономики. Это, кстати, относится далеко не только к соцлагерю. Посмотрите, как и на что тратят свои ресурсы самые капиталистические страны, и ужаснитесь масштабам издержек. При этом успешные западные корпорации планируют свою работу даже не на пятилетку, а уже лет на 20 вперед, и упорно лоббируют свои интересы. Выигрывает не свободный, а регулируемый рынок. Планирование экономики ждет все страны, если только они не хотят разориться. Нам всем нужно понять, что отгородиться от цифровой экономики уже невозможно. Это нельзя остановить, но можно использовать. Во вред или во благо — зависит от нас.