Буллингу и кибератакам в Сети регулярно подвергаются как крупные известные компании, так и небольшие предприятия. Кибербуллинг принимает разные формы. Однако единой системы, которая бы позволила защититься от интернет-атак, ранее не было. В рамках Восточного экономического форума о новом проекте «Белый интернет», который позволит усилить меры защиты и обезопасить пользователей в электронной среде, рассказала директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций, МГИМО МИД России, Генеральный директор АНО «Платформа ЗаБизнес.РФ» Элина Сидоренко.
«Белый интернет»
Юлия Кремнева, aif.ru: — Элина, вы приехали на ВЭФ в этот раз с большим сюрпризом.
Элина Сидоренко: — Да.
— Очень интересно уже, это интрига, наверное, всего ВЭФа. Что за новый проект «Белый интернет»?
— Идея этого проекта назрела давно. Мы имеем совершенно невероятное количество фактов о насилии в интернете, это и дискриминация, и нарушения прав ребенка, человека, бизнеса. А нормальных адекватных средств защиты у нас сегодня нет. И это касается, мне кажется, в равной степени всех мною озвученных категорий. Поэтому есть о чем поговорить, поскольку все, что сегодня существует с точки зрения правозащиты в отношении цифровых прав, носит, скорее, какой-то фрагментарный популистский характер. А нужны системные меры, нужна нормальная площадка для диалога бизнеса, общественных организаций, власти в части разработки адекватных и, главное, универсальных мер защиты.
Такого сегодня нет. Поэтому «Безопасный интернет» сегодня направлен, прежде всего, на выработку правильно согласованной системной политики в этой сфере. Как через организацию просветительской работы, образовательных проектов, так и через выработку мер, в том числе, и разработку цифрового кодекса. Этим мы и будем заниматься.
Триада для защиты
— Элина, вы правильно отметили то, что интернет и бизнес в интернете очень активно развиваются, что законодательство просто не успевает за развитием этих активностей в цифровом поле. На сегодняшний день, знаю, что организация уже создана, вы назначены ее руководителем. Какие цели и задачи уже поставлены? Я знаю, что сегодня будет сессия, на которой будет активно обсуждаться именно это новое направление?
— Да, будет обсуждаться вопрос защиты бизнеса в цифровой сфере. Если в отношении людей и детей у нас есть хотя бы примерное представление о том, что должно быть, — например, в отношении детей должен предупреждаться буллинг, в отношении граждан должны соблюдаться права пользователей интернета, должны быть достаточно четкие и прозрачные правила работы цифровых платформ и цифровых соглашений и прочее, то бизнес находится в состоянии полного нормативного вакуума.
И у нас нет сколько-нибудь понятных вменяемых критериев правил игры как для самого бизнеса, так и для правоохранительных органов. Бизнес на сегодняшний день в наименьшей мере защищен от кибератак. Он не может защитить свое право как в части налоговой сферы, так и антимонопольной, если он уходит в цифровую плоскость.
У нас сегодня существует масса проблем, связанных с функционированием цифровых торговых площадок, как для пользователей, так и для самих площадок и организаций, которые заходят и продают свои товары на этих площадках-агрегаторах.
Все вместе взятое заставляет нас говорить о нормативной основе цифровизации бизнеса. Это одна глобальная проблема.
Но, что касается игроков в этой большой политике взаимодействия, то здесь, повторюсь, должна всегда соблюдаться триада: экспертное сообщество, общественные организации и власть.
Мы активнейшим образом работаем с правоохранительными органами в части выработки согласованной позиции. Сегодня планируется обсуждение данного вопроса с судебной системой. У нас разработана программа образовательных и обучающих курсов с государственными органами, в том числе мы будем, вероятно, вести эту работу под патронажем Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и Рособрнадзора. В ближайшее время планируется встреча, направленная на обсуждение такого рода деятельности.
Организации меньше недели, но планы у нас глобальные. И все они ориентированы на действительно серьезный, качественный диалог с правоохранительными органами.
Конечно, будет задействоваться и блогосфера. Надо понимать, что блогеры сегодня — это лидеры мнений. И важно, чтобы через них проходила трансляция правильных идей, мыслей и установок в интернет-пространстве. В том числе и в защиту наших детей.
Сегодня МВД России делает очень много и в части выявления киберрисков, и в части расследования и, собственно, фиксации цифровых доказательств. Но эта информация почему-то находится вне рамок информирования. К сожалению, мы не можем показывать, как работают правоохранительные органы. Почему? Потому что каким-то образом не было ориентировано информпространство на трансляцию столь важной и полезной информации.
Через диалоги, через создание специальных платформ, через дискуссионные площадки, такие, как сейчас будет у нас на ВЭФе, мы намерены эту проблему решать, обсуждать и вырабатывать единые позиции, которые удовлетворили бы и правоохранительные органы, и блогосферу, ну и, конечно же, нас, прежде всего, потребителей информационных услуг, которые сегодня, помимо очень хорошей информации, получают много негатива. В том числе можно говорить о том, что сегодня есть понятие цифрового насилия, которое, к сожалению, пока находится вне рамок уголовно-правовой оценки.