Со спамом ежедневно сталкивается каждый пользователь Всемирной паутины. Спамеры рассылают миллионы рекламных и прочих писем, которые регулярно приходят к нам на электронную почту. Кто-то открывает их и попадает в ловушку мошенников, более опытные пользователи не раздумывая, отправляют подобные письма в корзину. Но и те, и другие редко задумываются над тем, что же такое спам, как он появился и какой вред может нанести?
Консервированный «спам» в Сети
Спам, согласно определению «Лаборатории Касперского», — это анонимная массовая непрошенная рассылка. Стоит отметить, что в этом определении важно каждое слово. Так, анонимность означает, что автоматическая рассылка производится со скрытым или фальсифицированным обратным адресом.
Спамовые рассылки всегда носят массовый характер: только они являются настоящим бизнесом для спамеров и проблемой для пользователей. Упоминание того, что рассылка является непрошенной, сразу отсекает целый ряд предложений от интернет-магазинов и других ресурсов, которые рассылают новости и спецпредложения своим пользователям.
Сегодня мало кто знает, что в незапамятные времена акроним «спам» никоим образом не был связан с Интернетом и с компьютерной техникой, а имел отношение к консервам не самого лучшего качества. В далёком 1937 году американская компания Hormel Foods выпустила колбасный фарш из скопившегося неликвидного мяса (компания существует и сегодня и до сих пор выпускает продукт с этим названием). А аббревиатура «спам» образовалась от усечения английского «spiced ham» — «ветчина со специями», «перчёная ветчина». Покупать малоаппетитный продукт никто не желал, поэтому хозяин компании мистер Хормель развернул масштабную маркетинговую кампанию и начал поставлять консервы в военные ведомства и флот. Даже в послевоенной Англии консервы «спам» были основным продуктом питания, а слово приобрело значение чего-то отвратительного и в то же время неизбежного.
В 70-годы в британском комедийном скетче «Летающий цирк Монти Пайтона» вышел эпизод, в котором посетители попадают в ресторан, где в каждом блюде содержится ветчина «спам». Официантка расписывает все преимущества продукта, а хор на заднем плане ревёт: «Спам, спам, спам». Так «спам» стал ассоциироваться с нежелательной, надоедливой информацией.
Но в значении навязчивой электронной рассылки, почтового мусора термин «спам» стали употреблять в 1993 году. Администратор одной компьютерной сети Ричард Депью написал программу, из-за ошибки которой 31 марта 1993 года было отправлено 200 идентичных сообщений в одну из конференций.
Недовольные собеседники быстро окрестили эти письма «спамом», после чего началась эпоха массовых спам-рассылок.
Спам действительно опасен
На первый взгляд может показаться, что спам — это пусть и надоедливая, но вполне безобидная реклама, прочитав которую, можно удалить её из почты. Но спам наносит серьёзный ущерб, и бороться с ним необходимо, уверена руководитель отдела контентных аналитиков «Лаборатории Касперского» Дарья Гудкова.
«Начав с относительно скромных по масштабам рекламных рассылок, спам постепенно вырос в серьёзную техническую, экономическую и даже социальную угрозу, — подчёркивает эксперт. — Одна из главных проблем — это возрастающая нагрузка на коммуникации, ведь спам замусоривает каналы связи, создаёт трафик, оплачивать который приходится либо провайдеру, либо пользователю. Не стоит забывать и о почтовых сервисах, которые обрабатывают этот мусор, специалистах, обслуживающих серверы. Эта инфраструктура тоже стоит денег».
На удаление спама сотруднику приходится тратить рабочее время. При этом срабатывает эмоциональный фактор, ведь ручное «разгребание мусора» вызывает негативные эмоции. Более того, среди спам-сообщений может затеряться действительно важное письмо.
«Куда большая опасность связана с тем, что с каждым годом спам всё больше криминализируется, — говорит Дарья Гудкова. — Предпосылкой этому служит анонимность спам-рассылки, что создаёт иллюзию полной безнаказанности.
Сегодня широко известны такие виды криминализированной почты, как нигерийские письма и фишинг. Спамеры проявляют редкую активность в изобретении новых объектов атак и «приманок». Российские спамеры ведут настоящую охоту за логинами и паролями к банковским системам, а также пытаются украсть у пользователя доступ к аккаунтам в почте и социальных сетях».
Но и на этом опасности спама не заканчиваются. Нередко спамеры занимаются рассылкой ссылок на заражённые сайты или же непосредственно самих вирусов. Открывая такое спам-письмо, вы рискуете заразить компьютер вредоносной программой.
Главное — профилактика спама
«В современном мире защита от спама — такая же необходимая составляющая общей системы IT-безопасности, как и антивирусная защита, — заключает Дарья Гудкова. — Если спам не ограничить, то мы просто не сможем применять почту по прямому назначению».
Так почему же одни пользователи рассказывают о единичных случаях получения подобных писем, а другие вынуждены ежедневно «разгребать» свою почту? Причина проста: проблемы с массовыми рассылками у пользователя начинаются тогда, когда его email-адрес попадает в базу данных спамеров.
Зная, как спамеры находят адреса для своих атак, можно защитить свои контакты, придерживаясь нескольких несложных правил:
1) Заведите два адреса — частный, для переписки (его вы никогда не публикуете в общедоступных источниках), и публичный — для форумов, чатов и так далее.
2) Адрес для переписки и пароль к почте не должны быть лёгким в запоминании или «красивыми». Чем они длиннее и чем менее удобочитаемы — тем лучше. Этот адрес никогда не должен публиковаться в открытом доступе, если же такая необходимость возникла, делайте это способом, непригодным для автоматического прочтения сборщиком адресов, например, заменив символ @ на слово «собака».
3) Адрес для публикации нужно заранее считать временным. Как правило, спам начинает приходить на него через несколько дней после публикации. Поскольку этот адрес могут использовать не только спамеры, стоит его периодически просматривать.
4) Интернет-магазины, форумы и прочие ресурсы зачастую требуют регистрации с указанием работающей электронной почты. Иногда адреса попадают к злоумышленникам и таким образом. Поэтому для регистрации на различных ресурсах пользуйтесь публичным адресом.
5) Если спам продолжает приходить, ни в коем случае не отвечайте спамеру и не пытайтесь отписаться от рассылки. Может случиться так, что ответ прочитает «робот» и пометит ваш адрес как «живой» — тогда спама будет приходить ещё больше.
6) Современные антиспам-фильтры обладают достаточно высоким качеством (процент фильтруемого спама может достигать 95–99 %), и их использование резко снизит остроту проблемы. Вы можете настроить фильтрацию писем как на своём компьютере, так и выбрав провайдера с услугой фильтрации спама.
7) Для домашнего компьютера стоит использовать современное антивирусное ПО, которое обязательно включает в себя защиту от спама, а также не забывать регулярно обновлять программы на нём.
Конечно, универсального метода на 100 % защитить себя от спамовой рассылки не существует и даже весьма надёжные способы защиты могут давать сбой. Но здоровая предосторожность и соблюдение простых правил помогут пользователю защититься от угроз, которые несёт спам, и существенно снизить его количество.
Смотрите также:
- Почему компьютерные пользователи страдают от «мусора»? →
- Из рук в руки. Кто сливает данные абонентов спамерам? →
- Техника шпионит? →