Facebook. О том, как жадность порождает бедность

   
   

Цукербергу стоило бы пересмотреть фильм "Социальная сеть". В нем хорошо показано, как молодой Марк крайне настороженно относится к недостаточно продуманным способам монетизации созданной им соцсети, справедливо опасаясь, что это может убить продукт и, в итоге, привести к тому, что и монетизировать будет нечего.

Сейчас, когда Фейсбук стал большим, плохо продуманные способы монетизации, конечно, не способны так быстро убить продукт, как это было бы на начальном этапе. Но "не способны так быстро" не означает, что "не способны вообще". И, идя на поводу у инвесторов, требующих после IPO немедленной монетизации всего и вся любым путем, Цукерберг потерял осторожность (очень зря, на мой взгляд).

Во-первых, он уже потерял доверие многих рекламодателей, пытаясь заставить их платить за то, чтобы уже собранная ими на их страницах аудитория смогла увидеть публикуемые ими на странице посты.

Компании платили Фейсбуку за рекламу, привлекая этих пользователей, продвигали Фейсбук на своих сайтах и с помощью оффлайновой рекламы, призывая аудиторию лайкнуть их страничку на Фейсбуке, тратили деньги на конкурсы и, опять же, на рекламу в Фейсбуке этих конкурсов.

Теперь им предлагается платить каждый раз за то, чтобы эта аудитория, за которую уже тем или иным способом заплачено, увидела посты с этих страниц в своей ленте. Платить за каждый (!) пост. А что завтра? Нужно будет платить, чтобы вообще кто-либо увидел пост на странице? Доверие партнеров сложно заслужить, но очень легко потерять, и сейчас Фейсбук стремительно его теряет.

Во-вторых, Фейсбук начал массово и навязчиво показывать рекламу в пространстве, которое каждый пользователь считает своим личным пространством - в ленте сообщений.

Пользователи не дураки, и они понимают, что площадке нужно монетизироваться, поэтому никто не возражал против правой колонки, где постоянно показывалась реклама, и даже время от времени они кликали на нее. Все было честно - реклама не лезла в личное пространство, а размещалась в отведенном ей месте, и протестовали против этого лишь малочисленные радикалы.

Но сейчас реклама залезла в личное пространство (занимая при этом значительную его часть, особенно при чтении ленты с мобильных устройств), и это реально очень бесит.

При этом администраторам страниц Фейсбук указывает на то, что он, якобы, борется за удобство пользователей, не показывая все посты страниц, на которые подписан пользователь, в случае, если этот пользователь редко лайкает или комментирует посты с этой страницы. И в то же самое время сам Фейсбук заполняет эти самые ленты этих самых пользователей нерелевантным для них контентом тех страниц, которые ему заплатили за это.

И, наконец, в третьих, Фейсбук своими спонсируемыми постами третирует больше всего самых влиятельных пользователей.

Дело в том, что спонсируемые посты страниц показываются тем пользователям, друзья которых залайкали эти страницы. Несложно понять, что чем больше у человека френдов, тем большее количество страниц залайкали эти френды, а значит, тем большее количество оплаченного спама человек увидит в своей ленте.

А ведь у каких пользователей количество френдов как правило сильно больше, чем у среднестатистического пользователя (за исключением массфолловеров, у которых количество френдов не увеличивает степени их влиятельности)?

Это журналисты, которые в силу своей профессиональной деятельности общаются с большим количеством людей, чем среднестатистические пользователи.

Это популярные докладчики на различных конференциях, у которых, опять же в силу этой их деятельности, количество знакомых сильно выше количества знакомых у среднестатистического пользователя.

Это популярные блогеры, которые также общаются с большим количеством людей из-за своей деятельности.

Другими словами, это лидеры мнений. Именно их Фейсбук третирует больше всего своими нововведениями. И наивно предполагать, что они станут держать свое возмущение в себе.

Главный вывод из всего этого состоит в том, что, похоже, пришло время для того, чтобы молодые зубастые конкуренты начали энергично подвигать сегодняшнего лидера на рынке соцсетей. Фейсбук на рынке уже достаточно давно, и у самых активных пользователей соцсетей уже сформировался запрос на "попробовать что-нибудь новенькое". А своей бездумной монетизацией Фейсбук сам расчищает им дорогу. Да и рекламодатели, которых Фейсбук фактически кинул, будут более склонны перенести свои бюджеты к более порядочным партнерам.

Я не знаю пока, кто именно подвинет Фейсбук, и не знаю пока, когда именно это произойдет. Но вижу, что вероятность именно такого развития событий с момента выхода Фейсбука на IPO очень сильно возросла.

Жадность порождает бедность (c) Герман Клименко.

Смотрите также: