В министерстве иностранных дел России появилась должность куратора по вопросам киберпространства. На эту должность назначен Андрей Крутских, который занимал пост заместителя директора департамента новых вызовов и угроз МИД РФ. Говорят, он запомнился продвижением российских инициатив по принятию международных норм поведения в Интернете под эгидой ООН.
К счастью, влияние чиновников на Интернет, особенно с опытом работы при ООН, пока минимально. Нельзя сказать, что они совсем неэффективны, но все идеи, обычно в силу отсутствия компетентности, выглядят смешными. С другой стороны, любое внимание государства к отрасли идет ей на пользу: это дает репутацию, признание и повышает капитализацию замешанных компаний. Поэтому, с одной стороны, мне бы хотелось, чтобы при каждом министерстве были свои кураторы по Интернету, однако с другой — у нас есть гораздо более серьезная проблема, которую куратор действительно смог бы решить, хотя и будучи размещенным в другом месте.
Дело в том, что наши правоохранительные органы относятся к Интернету довольно странно. Например, что делает прокуратура, когда блогером размещается материал экстремистского характера? Она делает глупость: выносит постановление о блокировании доступа к сайту через того провайдера, который использовал блогер. Если посмотреть на карту России, окажется, что ряд крупных ресурсов где-то частично заблокированы. Государство в лице правоохранительных органов относится к Интернету так, будто у него есть территория распространения.
Было бы здорово, если куратора заведет себе не МИД, а МВД. Чтобы все претензии к интернет-ресурсам стекались в одно место, а не решались на местах, где компетенция органов очень слабая. Судите сами: город Владивосток, рыба, икра, контрабанда — какой тут Интернет, какая компетенция? Местные органы берут и ограничивают доступ к сайту в рамках Владивостока, вынуждая интернет-ресурсы коммуницировать с ними напрямую. А это, учитывая географию страны, — застрелиться. Да и сам факт блокировки ресурс может обнаружить случайно — по отсутствию трафика из какого-то региона. Местные органы о своих действиях никого не уведомляют.
Так что я не знаю, зачем куратор в МИДе, но куратор в МВД мне бы лично очень пригодился. С ним мы бы могли как минимум разговаривать на одном языке, а он бы мог транслировать это дальше, но уже на языке органов местной власти.
Смотрите также:
- Глава Роскомнадзора: логично контролировать точки входа интернета в страну →
- Уволен за любовь к Facebook. Как правильно совмещать работу и соцсети →
- Facebook. О том, как жадность порождает бедность →