Игра с лихим энтузиазмом: подводим первые итоги открытия зоны .рф

Цифра в 240 тысяч сразу вывела .рф в двадцатку крупнейших европейских доменов. По количеству зарегистрированных имен он опередил такую технологически развитую страну, как Финляндия. Любопытно, что старт продаж .рф подстегнул спрос на домены .ru и .su.

   
   

Первыми словами, зарегистрированными в домене .рф после начала открытой регистрации, стали: работа.рф, видео.рф, автозапчасти.рф, магазин.рф, бизнес.рф, игры.рф, телефон.рф, золото.рф, квартира.рф, сайт.рф.

Каким компаниям пользователи доверили регистрацию имен в зоне .рф? Наибольшая доля зарегистрированных доменов приходится на RU-CENTER – 26,2%. Вторым по количеству доменов идет RELCOM – 14,8%. Здесь важно отметить, что большая часть доменов .рф у RELCOM также зарегистрирована в интересах клиентов RU-CENTER на основе технологического соглашения. Аналогичный договор RU-CENTER заключил еще с тремя регистраторами. За счет включения в итоговые показатели части регистраций, выполненных для RU-CENTER, его доля увеличивается до 49,5%. Третьим в рейтинге идет Hosting Community, в которое входят «Гарант-Парк-Телеком» и «Центрохост» (14,3% доменов).

Как разбирали красивые домены?

Сначала продавать доменные имена хотели по принципу голландского аукциона с понижением цены (мы писали об этом в статье «Игра на чужом поле: удивительные особенности регистрации имен в зоне .рф», но эта концепция многим не понравилась. Один из аргументов был таков – почему имена в этой доменной зоне должны стоить больше, чем в другой, аналогичной?

Тогда был выбран такой путь: сначала имена получили владельцы товарных знаков, фирменных наименований, мест происхождения товаров, некоммерческие организации и учредители федеральных СМИ. Потом домены разбирали государственные органы. Затем заявки стали подавать обычные пользователи. Дальнейший сценарий зависел от регистратора, к которому обратился человек: одни принимали только одну заявку на имя (если регистратору это имя зарегистрировать не удалось, человек получал обратно зарезервированные деньги). Другие принимали несколько заявок на одно имя и устраивали закрытый аукцион, где побеждает тот из подавших заявку, кто предложит больше всех денег за домен. По такому пути пошла компания RU-CENTER: в случае нескольких заявок на одно имя, она регистрирует его на себя, проводит аукцион, владельцем домена становится победитель, но RU-CENTER остается администратором домена, и продать такое имя в течение первого года нельзя (передавать имена в течение года запретил Координационный центр). Такие меры призваны ослабить внимание к игре на доменном рынке киберсквоттеров, которые покупают красивые домены, а потом продают их далеко не за 600 рублей.

Не все регистраторы имеют мощности и возможности для организации аукциона, поэтому стали появляться, например, высказывания, что регистрация исторически основана на принципе первого, а не на принципе богатого и никаких аукционов быть не должно.

   
   

Домены – только резидентам?

Счастливым стопроцентным хозяином домена на русском языке могут быть не все желающие. Стать полноправным администратором доменного имени в зоне .рф может только гражданин России или юрлицо, зарегистрированное в нашей стране. Понятно, что имена в .рф нужны и нерезидентам (например, владельцам русскоязычных сайтов, которые делают заграницей), поэтому RU-CENTER вышел из положения так: формально администратором таких доменов в течение первого года с момента регистрации будет сама компания-регистратор, но владельцы доменных имен будут наделены всеми правами администратора за исключением права аннулирования, передачи прав и передачи обслуживания домена другому регистратору.

Нетбук, хостинг и другие пряники – за домен!

Регистраторы вступили в игру под названием «Домен РФ» с лихим энтузиазмом. Кто-то убеждал будущих клиентов, что он бросит все силы своих серверов на покорение реестра, чтобы именно его заявки прошли туда первыми и домены были получены. Кто-то создавал ощущение премиальных услуг, повышая цены за счет того, что он примет только одну заявку на имя и откажет остальным. Один регистратор пытается стимулировать регистрацию доменов, обещая каждому сотому нетбук, другой продает имена не только по отдельности, но и в пакете с другими услугами (еще одним доменом или хостингом по любому тарифному плану).

Все компании понимали, что старт регистрации – это возможность поделить виртуальный пирог в свою пользу, отхватить сразу большой «кусок» и получить деньги. Через несколько месяцев, когда страсти по домену улягутся, такой темп регистраций вряд ли будет сохраняться. Кроме того, это возможность не единоразового заработка. Да, какие-то домены не будут продлены через год, но с остальных регистраторы будут ежегодно брать деньги за продление.

Это, пожалуй, уникальное явление на рынке, когда хорошо видна ожесточенная битва за клиентов. Трудно представить себе подобное, например, среди тех, кто продает рекламу или оказывает другие услуги.

Ни слова матом!

Координационный центр перед началом регистрации подготовил список стоп-слов, т.е. доменных имен, которые нельзя будет зарегистрировать. В список попало более 4 тысяч слов, большинство из которых поражают воображение – здесь и классическая нецензурщина, и слова, которые можно отнести к мату с натяжкой, и такие вариации на матерную тему – удивится даже отменный матершинник. Обсуждая стоп-лист, СМИ робко вынесли в заголовки относительно мягкие, но тем не менее непристойные слова: «какашка.рф», «падла.рф», «кедренойбабушке.рф». Полный список выложили на сайте, который не имеет отношения ни к Координационному центру, ни к регистраторам. Осторожно, по ссылке действительно нецензурные слова.

Кому нужны русскоязычные домены?

Те, кто симпатизирует новому домену, говорят, что это возможность набирать адрес сайта по принципу: «что вижу, что слышу - то пишу». Бывает, что человек запомнил адрес сайта, но не может правильно набрать его на латинице, в итоге попадает на сайты тайпсквоттеров (домены, нарочно написанные с ошибкой, используются для показа рекламы). С доменом на русском языке таких случаев будет меньше. Кроме того, не все в нашей стране знают английский язык, то есть ввести в адресную строку набор букв они могут, но понять, что они ввели - нет. Были опасения, что новый домен заинтересует только госструктуры, но как показывает практика, большую часть имен пытаются купить именно представители бизнеса.

Готовы технические решения для отображения и индексации таких имен. Многие браузеры корректно отображают кириллические домены, поддержка таких доменов организована в почте хостинг-провайдеров. Правда, первую часть адреса (до @) придется пока писать на латинице, а вот то, что после @ можно писать русскими буквами (например, info@домен.рф). На то, чтобы сделать возможной полностью кириллическую почту, требуется время.

Не все считают, что домен .рф нужен пользователям. Например, Антон Носик, эксперт по интернету, уверен, что такие имена будут покупать только сквоттеры и те, кто мечтает ими стать, но 25,78% имен уже делегировано, то есть работает. А всего на 15 ноября зарегистрировано 418303 имени.

Интересно, что скажут критики, когда в России появятся домены .MOSCOW или .МОСКВА, а, возможно, и домены для всех городов России? Разговоры на эту тему уже идут.

Смотрите также: