В Москве уже несколько месяцев успешно работает проект «Активный гражданин», который не имеет аналогов в мире. Это специальное мобильное приложение, с помощью которого правительство Москвы проводит электронные референдумы среди горожан. Каждую неделю по поручению мэра, департаментов, префектур и управ районов на обсуждение выносятся важные для мегаполиса вопросы. И, отвечая на них, москвичи могут напрямую влиять на принимаемые властями российской столицы решения.
За ответы - бонусы
Для того чтобы участвовать в опросах, нужно всего лишь скачать приложение с сайта ag.mos.ru, установить его на свой смартфон и зарегистрироваться в системе, идентифицируясь по номеру мобильного телефона. А дальше проходить опросы и, что самое приятное, получать за это баллы, которые можно обменять на городские услуги (бесплатные часы в зоне платной парковки, билеты в театры и музеи) и всякие полезные мелочи. Как рассказали «АиФ» в пресс-службе проекта «Активный гражданин», Москва - единственный город, где жители получают бонусы, отвечая на вопросы администрации. За рубежом есть похожие сервисы, но там платят за другое. Например, в британской игре Chromaroma пользователи получают очки, если едут в метро до или после часа пик и выходят на станцию раньше, чтобы прогуляться. А сервис Greenredeem позволяет накапливать и тратить баллы за сдачу макулатуры, экономию воды и электричества, ответы на вопросы по экологии.
Кстати, голосовать в «Активном гражданине» могут все, кто проживает в российской столице, вне зависимости от наличия прописки. При регистрации даже необязательно указывать свой адрес, но можно выбрать район, где живёшь или работаешь.
Любопытна история создания «Активного гражданина». Весной мэр Москвы Сергей Собянин решил спросить у горожан через интернет-порталы «Наш город» и pgu.mos.ru: стоит ли вернуть ВВЦ его историческое название - ВДНХ? В опросе приняли участие 300 тыс. человек. Оказалось, судьба исторического места небезразлична очень многим. После этого градоначальник и поручил создать новый электронный сервис, чтобы можно было проводить референдумы на постоянной основе.
Каждую неделю к порталу присоединяется около 10-15 тысяч пользователей. Только за летние месяцы количество участников проекта увеличилось почти вдвое - со 140 до 300 тыс. человек, причём 60% из них - мужчины. Что касается возраста, то самая многочисленная группа - это горожане от 25 до 34 лет - 49%, 18-24-летних - 26%, 35-45-летних - 17%. Таков портрет современного активного гражданина из Москвы.
Чего желает большинство?
Результаты референдумов - это не просто красивые цифры, а прямое руководство к действию. Сразу после завершения голосования они передаются в профильные ведомства для принятия соответствующих приказов и постановлений.
Так, благодаря москвичам уже решено, что все столичные школы перейдут на единые даты каникул. Главную арену чемпионата мира по футболу - 2018, стадион «Лужники», покрасят, как Кремль, в бордовый цвет. Для жителей спальных районов разработают карту магазинов шаговой доступности и многое другое. В настоящее время с помощью серии голосований готовится масштабная программа благоустройства столичных улиц. А в ближайшее время «Активный гражданин» станет помогать в розыске пропавших людей - их фотографии и приметы будут транслироваться в системе.
Интересные факты о городских опросах
Самый первый: Россия
Первый пример целенаправленного сбора статистических сведений в нашей стране относится ещё к середине XVIII в.! В 1760 г. Комиссия по коммерции разослала анкеты российским фабрикантам и владельцам заводов. Они должны были ответить на вопросы о том, какова мощность их предприятий, сколько продукции изготовили за последние 5 лет, где берут сырьё, каков рынок сбыта, зарплата рабочих по профессиям и их социальный статус. Кстати, далеко не все предприниматели захотели отвечать.
Самый массовый: Китай
Китайский журнал «Вокруг света» и издание «Синьлан» провели массовый опрос населения, чтобы выяснить, где в Поднебесной жить лучше всего. Результат оказался неожиданным: 70% китайцев признались, что недовольны качеством жизни в своём городе. Причём больше всего негативных оценок получили Пекин и Шанхай - их жителей беспокоит повышение цен на квартиры и продукты, резкое расслоение общества на богатых и бедных, ухудшение экологической ситуации, проблемы с трудоустройством.
Самый меркантильный: США
Популярный в США интернет-ресурс Citizinvestor функционирует в нескольких штатах. На нём администрации муниципалитетов предлагают горожанам проекты по благоустройству вверенных им территорий, а жители при желании могут проголосовать за них... деньгами. Например, хочется, чтобы рядом с домом наконец-то разбили парк, а денег у города на это не хватает (всего-то несколько тысяч долларов)? Помоги финансово, попроси друзей сделать так же, и идея будет реализована!
В регионах России мог бы прижиться проект, подобный «активному гражданину»?
— Без сомнения! Москва - это экспериментальная площадка. То, что делается в российской столице, - всегда намёк остальным регионам: «Делай, как я!»
Однако, мне кажется, чем дальше от центра, тем больше усилий потребуется для того, чтобы система электронных референдумов заработала. В таких городах, как Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, начинание будет воспринято населением так же легко, как и в Москве, но в маленьких городках могут возникнуть сложности. Там люди не так тесно общаются с компьютером, да и модели мобильных телефонов имеют такие, что установить на них мобильные приложения будет сложновато. Где-то существуют трудности с интернет-связью. Но самое главное - есть руководители администраций, которые в принципе не желают прислушиваться к чужому мнению, поэтому им такая программа и вовсе ни к чему. Но, как бы там ни было, создание такого ресурса, как «Активный гражданин», доказывает: Интернет - важный социальный инструмент. И ради этого, пожалуй, стоит обеспечить им каждую деревню. А вообще, чтобы инициативу подхватили повсеместно, необходимо поддержать начинание на федеральном уровне. Тогда у многих регионов появятся и желание, и средства на то, чтобы помочь своим жителям стать активнее.