«Активный гражданин»: как управлять своим городом с помощью смартфона?

До чего техника дошла! Кнопки нажимаешь виртуальные, а изменения вокруг - реальные. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В Москве уже несколько месяцев успешно работает проект «Активный гражданин», который не имеет аналогов в мире. Это специальное мобильное приложение, с помощью которого правительство Москвы проводит электронные референдумы среди горожан. Каждую неделю по поручению мэра, департаментов, префектур и управ районов на обсуждение выносятся важные для мегаполиса вопросы. И, отвечая на них, москвичи могут напрямую влиять на принимаемые властями российской столицы решения.    
   

За ответы - бонусы

Для того чтобы участвовать в опросах, нужно всего лишь скачать приложение с сайта ag.mos.ru, установить его на свой смартфон и зарегистрироваться в системе, идентифицируясь по номеру мобильного телефона. А дальше проходить опросы и, что самое приятное, получать за это баллы, которые можно обменять на городские услуги (бесплатные часы в зоне платной парковки, билеты в театры и музеи) и всякие полезные мелочи. Как рассказали «АиФ» в пресс-службе проекта «Активный гражданин», Москва - единственный город, где жители получают бонусы, отвечая на вопросы администрации. За рубежом есть похожие сервисы, но там платят за другое. Например, в британской игре Chromaroma пользователи получают очки, если едут в метро до или после часа пик и выходят на станцию раньше, чтобы прогуляться. А сервис Greenredeem позволяет накапливать и тратить баллы за сдачу макулатуры, экономию воды и электричества, ответы на вопросы по экологии.

Скриншот с сайта «Активный гражданин». ag.mos.ru

Кстати, голосовать в «Активном гражданине» могут все, кто проживает в российской столице, вне зависимости от наличия прописки. При регистрации даже необязательно указывать свой адрес, но можно выбрать район, где живёшь или работаешь.

«Это не рекламный и не социологический проект, чтобы спросить, что думает население. Это именно предварительное обсуждение вариантов решения, которое мы готовы в последующем реализовать», - подчёркивает Анастасия Ракова, зам­мэра Москвы, руководитель аппарата мэра и правительства столицы.

Любопытна история создания «Активного гражданина». Весной мэр Москвы Сергей Собянин решил спросить у горожан через интернет-порталы «Наш город» и pgu.mos.ru: стоит ли вернуть ВВЦ его историческое название - ВДНХ? В опросе приняли участие 300 тыс. человек. Оказалось, судьба исторического места небезразлична очень многим. После этого градоначальник и поручил создать новый электронный сервис, чтобы можно было проводить референдумы на постоянной основе.

«Собрать мнения тысяч людей очень непросто, и то, что сумело сделать столичное правительство, замечательно. Сама я давно пользуюсь этим приложением и советую всем друзьям. И всё больше людей присоединяются к проекту. Хорошо бы ещё разработать более упрощённый вариант интерфейса для пожилых и слабовидящих, чтобы они тоже могли голосовать», - предлагает Алёна ­Попова, интернет-продюсер, руководитель волонтёрского движения.

Каждую неделю к порталу присоединяется около 10-15 тысяч пользователей. Только за летние месяцы количество участников проекта увеличилось почти вдвое - со 140 до 300 тыс. человек, причём 60% из них - мужчины. Что касается возраста, то самая многочисленная группа - это горожане от 25 до 34 лет - 49%, 18-24-летних - 26%, 35-45-летних - 17%. Таков портрет современного активного гражданина из Москвы.

   
   

Чего желает большинство?

Результаты референдумов - это не просто красивые цифры, а прямое руководство к действию. Сразу после завершения голосования они передаются в профильные ведомства для принятия соответствующих приказов и постановлений.

Так, благодаря москвичам уже решено, что все столичные школы перейдут на единые даты каникул. Главную арену чемпионата мира по футболу - 2018, стадион «Лужники», покрасят, как Кремль, в бордовый цвет. Для жителей спальных районов разработают карту магазинов шаговой доступности и многое другое. В настоящее время с помощью серии голосований готовится масштабная программа благоустройства столичных улиц. А в ближайшее время «Активный гражданин» станет помогать в розыске пропавших людей - их фотографии и приметы будут транслироваться в системе.

«Почему это приложение так быстро завоевало популярность у москвичей, особенно у молодёжи? - комментирует Алексей Шапошников, председатель Совета муниципальных образований г. Москвы. - Да потому что люди видят, что власти с ними советуются, что их голоса реально могут повлиять на судьбоносные для города решения. Да и правительству легче что-то делать, когда народ его поддерживает и когда ясно, чего хочет большинство».

Интересные факты о городских опросах

Самый первый: Россия

Первый пример целенаправленного сбора статистических сведений в нашей стране относится ещё к середине XVIII в.! В 1760 г. Комиссия по коммерции разослала анкеты российским фабрикантам и владельцам заводов. Они должны были ответить на вопросы о том, какова мощность их предприятий, сколько продукции изготовили за последние 5 лет, где берут сырьё, каков рынок сбыта, зарплата рабочих по профессиям и их социальный статус. Кстати, далеко не все предприниматели захотели отвечать.

Самый массовый: Китай

Китайский журнал «Вокруг света» и издание «Синьлан» провели массовый опрос населения, чтобы выяснить, где в Поднебесной жить лучше всего. Результат оказался неожиданным: 70% китайцев признались, что недовольны качеством жизни в своём городе. Причём больше всего негативных оценок получили Пекин и Шанхай - их жителей беспокоит повышение цен на квартиры и продукты, резкое расслоение общества на богатых и бедных, ухудшение экологической ситуации, проблемы с трудоустройством.

Самый меркантильный: США

Популярный в США интернет-ресурс Citizinvestor функционирует в нескольких штатах. На нём администрации муниципалитетов предлагают горожанам проекты по благоустройству вверенных им территорий, а жители при желании могут проголосовать за них... деньгами. Например, хочется, чтобы рядом с домом наконец-то разбили парк, а денег у города на это не хватает (всего-то несколько тысяч долларов)? Помоги финансово, попроси друзей сделать так же, и идея будет реализована!


В регионах России мог бы прижиться проект, подобный «активному гражданину»?

Дмитрий Журавлёв, гендиректор Института региональных проблем:

— Без сомнения! Москва - это экспериментальная площадка. То, что делается в российской столице, - всегда намёк остальным регионам: «Делай, как я!» 

Однако, мне кажется, чем дальше от центра, тем больше усилий потребуется для того, чтобы система электронных референдумов заработала. В таких городах, как Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, начинание будет воспринято населением так же легко, как и в Москве, но в маленьких городках могут возникнуть сложности. Там люди не так тесно общаются с компьютером, да и модели мобильных телефонов имеют такие, что установить на них мобильные приложения будет сложновато. Где-то существуют трудности с интернет-связью. Но самое главное - есть руководители администраций, которые в принципе не желают прислушиваться к чужому мнению, поэтому им такая программа и вовсе ни к чему. Но, как бы там ни было, создание такого ресурса, как «Активный гражданин», доказывает: Интернет - важный социальный инструмент. И ради этого, пожалуй, стоит обеспечить им каждую деревню. А вообще, чтобы инициативу подхватили повсемест­но, необходимо поддержать начинание на федеральном уровне. Тогда у многих регионов появятся и желание, и средства на то, чтобы помочь своим жителям стать активнее.