Цифровые баррикады: как новые законы скажутся на Рунете

Новые законы предписывают интернет-компаниям на протяжении полугода хранить информацию о переписке пользователей в социальных сетях, электронной почте или других мессенджерах. Вместе с этим сервера, на которых будут храниться эти данные, должны располагаться на территории России.

   
   

Парламентарии приняли этот закон в рамках целого пакета антитеррористических мер и полагают, что данные изменения поспособствуют более эффективному противодействию преступникам. Представители отрасли, как и многие пользователи, восприняли нововведения со скепсисом — по их мнению, давление властей на русскоязычный интернет усиливается, а свобода слова в Рунете будет ограничена. Также появились мнения, что этот закон приведёт к запрету деятельности таких гигантов, как Google, Facebook и Skype.

Слово Роскомнадзору

Напуганные пользователи восприняли данные меры однозначно — многие считают, что теперь их личную переписку сможет прочитать любой желающий из числа сотрудников правоохранительных органов или приближённых к ним. На самом же деле всё немного иначе — поставщики услуг должны будут сохранять лишь факт обращения одного пользователя к другому.

«Нужна лишь адресность. Ведь речь идёт об антитеррористических мерах, — прокомментировал принятые законы депутат Госдумы Вадим Деньгин, первый зампред Комитета по информационной политике. — Мы не говорим о хранении личной переписки или вмешательстве в частную жизнь. Данный закон призван помочь контролировать процессы, связанные с антитеррористическим противодействием». Другими словами, правоохранительные органы при необходимости смогут выяснить, кто с кем и в какое время общался, однако какие-либо манипуляции с содержанием переписки не предусмотрены.

В данной связи возникает вопрос, как именно будет реализовано взаимодействие государственных органов с международными корпорациями. Пока неизвестно даже, какими методами будет реализовано требование закона — с заявлением по этому поводу должен выступить Роскомнадзор, и лишь после этого будет ясно, какие механизмы понадобятся властям и поставщикам услуг. А пока Роскомнадзор не прописал эти нормы, предсказать практическую реализацию этого закона попросту невозможно.

Всё, что нужно знать о возможном отключении России от Интернета →

Индустрия против

Принятые законы вызвали широкий резонанс в обществе. Многие увидели в этих поправках наступление на свободу слова, а также возможность заблокировать российским пользователям доступ к самым популярным сервисам Глобальной сети. Впрочем, депутат Деньгин заявил, что крупным игрокам индустрии этот закон не угрожает. «Иностранные представители часто не заинтересованы в сотрудничестве, но когда им наступают на горло и они ищут защиты, они начинают выступать за принятие подобных законов», — отмечает парламентарий.

   
   

Тем не менее ключевые игроки индустрии относятся к инициативе депутатов отрицательно. «По нашему мнению, принятие закона станет ещё одним шагом к усилению государственного контроля над интернетом в России, что негативно скажется на развитии индустрии, — говорится в официальном заявлении компании «Яндекс», владельца крупнейшего российского поисковика, входящего в первую пятёрку мирового рейтинга. — По сути, любой владелец сайта, облачного сервиса или иной провайдер интернет-услуги обязан хранить на территории Российской Федерации данные обо всех его пользователях и обмене ими любыми электронными сообщениями. За невыполнение требований закона ресурс может быть заблокирован даже при отсутствии на нём какой-либо незаконной информации».

Так или иначе, проблема заключается в том, что крупные компании с разветвлённой инфраструктурой, включающей в себя сервера на всех континентах и территориях различных стран, против вмешательства в организацию своего бизнеса. Речь идёт не только о том, как именно организовать распределение ресурсов и магистралей передачи информации, но также о стоимости содержания вычислительных центров в тех или иных городах.

«Курс на чрезмерное регулирование интернета приведёт к тому, что Россия потеряет интернет как уникальную отрасль», — цитирует ИТАР-ТАСС основателя Mail.ru Дмитрия Гришина.

Война цифрами

Данные законы — не первая попытка государства обозначить свой контроль в области интернета, но каждый раз реакция общественности на действия парламентариев крайне негативна. Интернет воспринимается как пространство для свободного общения, при этом по большей части — независимо от границ. Одним из регуляторов глобальной паутины является система доменных имён DNS, и со своими задачами она более или менее справляется.

Однако в последние годы виртуальные сервисы сделали резкий скачок вперёд, и теперь пользователи находятся онлайн практически 24 часа в сутки. С помощью интернета пользователи оплачивают счета, покупают товары, планируют досуг и, конечно, общаются. Поэтому нет ничего удивительного в том, что пользователи беспокоятся за свои приватные данные и не желают, чтобы кто бы то ни было мог выяснить, что они едят, где одеваются и как проводят вечер пятницы.

Ещё большее беспокойство у пользователей вызывает дальнейшая работа с привычными для себя сервисами. Например, Google, помимо поисковой системы и почты, предоставляет ряд других сервисов — облачное хранилище, календарь, редактор документов, и все эти службы объединены под одним аккаунтом, что само по себе удобно. В Facebook пользователи не только общаются, но также узнают новости, следят за деятельностью любимых исполнителей, актёров и спортсменов. Сейчас крупнейшие социальные сети уже не просто цифровой способ вести переписку, но одна из важных составляющих образа жизни в целом.

«Никакой угрозы для функционирования зарубежных сервисов в России нет», — заключил Деньгин. Впрочем, пока неизвестны ни техническая реализация нового закона, ни диапазон его применения, беспокойство среди рядовых пользователей будет оставаться.