100 миллионов мнений. «Активный гражданин» поставил новый рекорд

Фото: Валентина Варцаба / АиФ

Проект «Активный гражданин» стартовал 21 мая 2014 года по инициативе мэрии Москвы. Изначально он создавался как площадка для проведения голосований и опросов через интернет по самым животрепещущим вопросам из жизни города. С его помощью планировалось привлекать москвичей к обсуждению многих инициатив со стороны властей. Принцип прост: на страничке проекта создается тема с вопросом, например, по благоустройству двора, а затем собирается мнение москвичей. По результатам опроса формируется программа работ. Сегодня проект добился удивительных результатов — в нем зарегистрировано больше 2 млн пользователей (для сравнения это население таких стран, как Латвия или Словения), а свое мнение по тем или иным важным городским вопросам москвичи высказали уже 100 млн раз.

   
   

Несомненные плюсы

Сегодня преимущества «Активного гражданина» вряд ли у кого-то вызывают сомнения. Так, широта охвата, скорость получения мнения, возможность таргетированных опросов, удобная форма голосования и подачи информации и низкая себестоимость работ превращают проект в удобного помощника для налаживания оперативной обратной связи.

Если взять для примера проведение платных опросов, то рыночная стоимость 1 анкеты, например, у известного всем Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ) стоит от 100 рублей за интернет-опросник до 500 рублей за телефонное анкетирование и 700 рублей за уличный или поквартирный опрос. Плюс надо добавить расходы на обработку данных и составление отчета.

Даже если взять минимальный показатель, то на сбор 100 млн мнений различными доступными способами: по телефону, опросами и т.д., ушло бы 10 млрд рублей. При этом при средней скорости обработки анкет в 1000 штук за неделю, это бы заняло 2000 лет.

Все участники проекта поощряются за свою активность. Так, проект реализуется с использованием игровых механик. Все участники за прохождение тех или иных голосований получают баллы в системе, которые они потом могут обменивать на полезные услуги и сувениры. Но это возможно только при накоплении 1000 баллов. Наградой могут становиться билеты в театры, музеи, на различные городские культурные и спортивные мероприятия.

Широкий спектр

В зону внимания проекта «Активный гражданин» попадают буквально все события в городе, некоторые из них могут даже показаться незначительными, но при этом они важны для горожан. Так, здесь проводилось голосование по благоустройству дворов и улиц, графику работы центров «Мои документы», выбору артистов для школьного выпускного и т.д.

За годы работы проекта тут было проведено свыше 3600 голосований, по итогам которых реализовано более 1900 решений. Как отмечают эксперты, это говорит о том, что ежедневно в городе воплощаются те или иные предложения москвичей. В месяц эта цифра доходит до 40-ка реализованных проектов. «Активный гражданин» позволил разгрузить ответственные службы — ведь если бы со всеми своими замечаниями и предложения граждане отправлялись бы в территориальные органы власти, обработка всех документов заняла бы 71 год при таком объеме работ.

   
   

Важные вопросы

Если говорить про реализованные решения, то на сегодняшний день активные граждане высказали свое мнение и напрямую повлияли на реализацию таких проектов, как:

· Программа «Миллион деревьев» — за время ее проведения было проведено озеленение 8 000 московских дворов и высажено около 700 000 новых деревьев и кустарников

· Предложения по программе «Моя улица»

· Предложения по благоустройству парковых зон в городе

· Голосования по благоустройству городских дворов — по программе были приведены в порядок 1200 дворов Москвы

· Выбор дизайна станций московского метро — речь шла о новых платформах, в результате голосований проекты дизайна утвердили для 8-ми из них

· Открытие на базе спортшкол 11 центров тестирования детей, что позволяет более осознанно подходить к выбору подходящей дисциплины

· Утверждение стандартов работы детсадов, городских поликлиник, библиотек и т.д.

Эти и многие проекты значительно улучшили качество жизни горожан, позволили властям оперативнее обратить внимание на какие-то болезненные точки в городе и решить проблемы, с которыми жители не могли справиться годами.

Работа над качеством

В мае 2014-го проект стартовал в самом простом формате — обсуждение вопросов по типу общегородского голосования, доступного всем зарегистрировавшимся участникам. Однако по мере роста интереса к нему со стороны горожан стал активно меняться и формат его работы. Теперь функционал «Активного гражданина» стал в разы шире. Постепенно добавлялись возможности обсуждать вопросы, адресованные конкретной группе жителей Москвы. Так, например, это были вопросы по благоустройству с учетом места жительства голосующих, их возраста, пола и даже семейного положения.

Сегодня локальная инициатива из простой электронной голосовалки превратилась в настоящий масштабный проект, в котором объединены, по сути, сразу несколько самостоятельных продуктов. Например, это возможность проводить публичные слушания по тому или иному вопросу.

За счет роста популярности проекта и расширения его функционала стало возможным всеобщее обсуждение и такого глобального мероприятия, как программа реновации в Москве. Голосование по данному вопросу стало действительно беспрецедентным.

Сегодня в «Активном гражданине» реализованы следующие технические моменты:

· Функционал, который позволяет пользователям, участвующим в голосовании, в режиме онлайн следить за дальнейшим ходом обсуждения и с актуальностью в 10 минут получать информацию об общем количестве участников голосования и распределении их мнений между вариантами ответов

· Доступ к подробной статистике по каждому голосованию с распределением голосов по данным профиля (адресу, округу, району, роду деятельности, полу, возрасту, семейному положению, количеству детей) и времени голосования

· Данные по общегородским голосованиям публикуются в обезличенном виде, чтобы можно было подтвердить достоверность общих итогов голосования и дать возможность участникам опросов проверить, как учтен их голос

· Размещение общего массива данных по прошедшим общегородским голосованиям на портале для незарегистрированных в проекте пользователей

Безопасность превыше всего

Так как проект электронный, естественно, одним из основных вопросов стал вопрос обеспечения безопасности. И это требование было первостепенным, т.к., регистрируясь, москвичи оставляют свои персональные данные, которые не должны ни при каких условия утечь в сеть. Поэтому над «Активным гражданином» трудится целая команда, которая обеспечивает его производительность и отвечает за безопасное соединение. При этом сервис активно использует современные технологии, что позволяет сайту быть динамичным, разнообразным и интересным.

Так, например, сегодня он доступен для работы и со смартфонов. А его интерфейс для мобильной версии отличается высоким качеством исполнения — не съезжает, не выходит за границы экрана и т.д.

Отдельное место занимает работы по повышению прозрачности работы проекта. Это важный нюанс, ведь не должно быть никаких подозрений насчет того, что какое-либо голосование проведено нечестно — все максимально открыто, доступно и легко проверяемо.

Качество и безопасность работы проекта подтверждается и независимыми исследованиями — так, в 2016 году компания PriceWaterhouseCoopers провела независимый аудит деятельности проекта. Эксперты не выявили никаких подозрительных тенденций и отклонений, которые могли бы свидетельствовать о целенаправленном воздействии на ход и результаты голосований, включая и те, в которых участвовали свыше 300 000 человек.

Сред всех IT-проектов, которые запустило правительство Москвы, именно «Активный гражданин» первым в ноябре 2017 года перешел на технологию блокчейн. Эта технология помогает подтверждать уникальность голосующих.

Москвичей регулярно информируют о работе и проведенных голосованиях. В основном это делают через городские и бесплатные ресурсы — главный городской портал mos.ru. Также «Активный гражданин» широко представлен и в различных городских учреждениях — школах, поликлиниках, центрах госуслуг «Мои документы» и в территориальных отделениях соцзащиты. По темам, которые могут быть интересны для родителей или учеников, обращение идет через электронный дневник.

Проект на сегодняшний день по охвату и масштабам не имеет мировых аналогов.

Новое в проекте

В этом году «Активный гражданин» получил новый сервис «Электронный дом». Он стал для жителей любого многоквартирного дома Москвы отличной площадкой для обсуждения общедомовых вопросов. Также с его помощью можно информировать соседей о важной повестке, позволяет самостоятельно определять темы обсуждений, начиная от вопросов выбора уполномоченных лиц по открытию счетов на капремонт, заканчивая вопросами установки шлагбаумов во дворах или домофонов в подъездах.