Восток – дело тонкое. В Азербайджане запретили «Белое солнце пустыни»

Анатолий Кузнецов в роли красноармейца Сухова в фильме «Белое солнце пустыни». Фото: www.globallookpress.com

Мудрый красноармеец Сухов предупреждал: Восток – дело тонкое. Но вряд ли создатели замечательного советского фильма о похождениях борца за счастье трудового народа догадывались, что эта тонкость напрямую коснется их произведения в 2013 году.

   
   

Сценарист – армянский  пособник

В Азербайджане, по сообщению  местных источников, наложен негласный  запрет на демонстрацию картины «Белое солнце пустыни», а также еще ряд  картин, в том числе «В одном южном городе», «Парк», «Допрос» и  «День рождения». Все эти кинофильмы объединяет имя сценариста – 74-летнего  Рустама Ибрагимбекова.

Уроженец Баку, Ибрагимбеков преуспел еще в советском кинематографе, а потом плодотворно трудился и в российском, не разрывая связей с родиной. До поры, до времени Ибрагимбеков имел достаточно ровные отношение с официальными властями страны.

Режиссер и сценарист Рустам Ибрагимбеков. Фото: www.russianlook.com

Проблемы начались тогда, когда постоянно проживавший  в России кинодеятель не просто стал критически отзываться о деятельности нынешнего президента Азербайджана Ильхама Алиева, но и открыто поддержал представителей оппозиции.

Уже в середине 2012 года Ибрагимбеков, что называется, «получил по голове»: официальное проправительственное издание «Новый Азербайджан» опубликовало материал, в котором на голову сценариста посыпался целый ряд обвинений: «Интервью, данное в 2008 году азербайджанским кинорежиссёром российской прессе, в котором явно просматривалась тоска по армянам, вначале вызвало удивление у азербайджанцев, но со временем это удивление уступило место порицанию и справедливому негодованию. Так как выявление новых фактов, обусловивших высказанные им в интервью мысли, показало наличие «вечной любви к армянам». Именно по этой причине при определении приглашенных на мероприятия Союза кинематографистов на ум Рустаму Ибрагимбекову приходили, в первую очередь, армяне. Наглядным тому свидетельством является приглашение Р. Ибрагимбековым за счет финансовых средств проводимого в Баку фестиваля «Восток-Запад» члена дашнакской партии Романа Балаяна и бывшего бакинца Рудика Аванесова, который в советские времена работал в одном из действовавших в Азербайджане министерств».

Обвинения в любви к армянам в современном Азербайджане – это серьезно. Достаточно вспомнить писателя Акрама Айлисли, которого за роман «Каменные сны», где выражалось сочувствие к армянам, подвергли настоящей травле, лишили звания народного писателя и открыто угрожали физической расправой ему и членам его семьи.

В то же время в национальный праздник превратилось возвращение на Родину азербайджанского офицера Рамиля Сафарова, который в Венгрии отбывал наказание за то, что зарубил топором спящего армянского военнослужащего  Гургена Маркаряна, имевшего несчастье вместе с Сафаровым оказаться  на одних учебных сборах НАТО.

   
   

Владимир Полупанов: Об убийцах с топором и национальных героях >>

Тяжела жизнь оппозиционера

Вот только обвинения в проармянской позиции в адрес Ибрагимбекова совершенно несостоятельны. В январе 2012 года он отказался от французского Ордена искусств и литературы и ушел с должности президента Общества культурных связей «Азербайджан-Франция». Этот демарш стал ответом на решение Сената Франции, предполагающее уголовную ответственность за отрицание геноцида армян в Османской империи. Ибрагимбеков подчеркнул антитурецкую направленность закона, отметив, что этот закон лишает французов элементарного гражданского права на свободу самовыражения.

В общем, статья в «Новом Азербайджане» должна была Ибрагимбекова припугнуть и заставить покаяться. Но все  получилось с точностью до наоборот. Сценарист и режиссер стал одним из идейных вдохновителей оппозиционного Национального совета демократических сил Азербайджана, который должен был выдвинуть единого кандидата на выборах президента страны в 2013 году.

2 июля 2013 года Национальный  совет демократических сил выдвинул в качестве единого кандидата самого Рустама Ибрагимбекова.  Для того, чтобы иметь право  участвовать в выборах президента Азербайджана, Ибрагимбеков даже  отказался от российского гражданства.

Власти обвиняют оппозиционера не только в любви к армянам: с начала 2013 года неприятности возникли и у Союза кинематографистов Азербайджана, возглавляемого Ибрагимбековым. Официальные власти обвиняют организацию  в неуплате налогов и растрате бюджетных средств. Одновременно поливают грязью Ибрагимбекова кинодеятели из Союза кинематографистов Азербайджанской Республики – структуры, созданной при поддержке официального Баку. Там известного сценариста называют политиканом, который давно забросил кино.

Павел Луспекаев (слева) в роли таможенника Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни». Фото: www.russianlook.com

Пока все это давление на решимости Ибрагимбекова никак не сказывается. Он твердо намерен участвовать в выборах, хотя не исключает того, что власти попросту не зарегистрируют его, как кандидата.

Что и говорить, Рустам Ибрагимбеков — человек известный и популярный, и вполне может составить серьезную  конкуренцию Ильхаму Алиеву. В  этой ситуации у властей есть два  выхода: либо дать возможность оппозиционеру сразиться с властью на выборах в честной или относительно честной борьбе (как это, похоже, будет на выборах мэра Москвы с Алексеем Навальным), либо нейтрализовать его (как это случилось, например, с Евгением Урлашовым перед местными выборами в Ярославле).

Какой сценарий выберут в Азербайджане, до конца непонятно, ибо, как уже говорилось, Восток –  дело тонкое. А пока нейтрализовали красноармейца Сухова, Петруху, Черного Абдуллу, Саида и таможенника Верещагина. Оптимисты говорят – это только до президентских выборов. А азербайджанские пессимисты срочно скачивают «Белое солнце пустыни» из интернета.