Сервисы автомобильных грузоперевозок зафиксировали резкий рост спроса на услуги водителей крупной техники, который за первые два квартала 2023 года составил 61%. Вместе со спросом увеличилась и цена — расценки за год выросли от 15% до 38% в зависимости от популярности направления, подсчитали специалисты биржи грузоперевозок ATI.SU.
Среди самых востребованных направлений перевозчики отметили ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области, пишет газета «Коммерсант». При этом на международных направлениях спрос на автомобильные грузоперевозки увеличился только на 30%, а на экспорт почти не изменился. Вдвое чаще грузы стали возить из Белоруссии, Монголии и Китая, а вот количество заявок на перевозки из европейских стран сильно снизилось.
На рынке не хватает водителей и техники. Девальвация рубля и повышение утилизационного сбора привели к удорожанию импортных магистральных тягачей на 55% по сравнению с осенью 2022 года. В частности, повышение утильсбора с 1 августа увеличит стоимость грузового автомобиля еще почти на 600 тысяч рублей. Подорожали и запчасти.
В конце года цены на грузоперевозки могут увеличиться еще на 10–15% из-за роста спроса в преддверии новогодних праздников и постепенного выхода из строя изношенных машин, считают участники рынка. Отечественные производители пока не могут удовлетворить потребности рынка и логистические компании покупают автомобили в Китае.
В среднем стоимость китайского магистрального тягача составляет 850–950 тысяч юаней, что при курсе 8,5 рублей за юань, который был осенью 2022 года, и утильсборе 850 тысяч рублей позволяло его купить примерно за 7,5 миллиона рублей. При курсе 12,5 рублей за юань и новой ставке сбора стоимость автомобиля выросла до 12 миллионов рублей.
Ранее первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что полностью беспилотные грузовики начнут движение по дорогам России в 2025–2026 годах.