1 сентября 1983 года в воздушном пространстве СССР был сбит пассажирский «Боинг» южнокорейской авиакомпании. Та трагическая и неоднозначная история стала поводом для президента США Рональда Рейгана объявить Советский Союз «империей зла» и спровоцировать новый виток «холодной войны».
Однако пять лет спустя самому президенту Рейгану придется объяснять, каким образом вооруженные силы США уничтожили пассажирский авиалайнер и почти три сотни человек. Причем, в отличие от истории 1983 года, произошло это не в небе над Америкой, а за многие тысячи километров от США — над Персидским заливом.
Война за нефть
У событий, происшедших 3 июля 1988 года, есть своя предыстория. В 1979 году в Иране был свергнут лояльный США режима шаха Пехлеви, и вместо него была образована Исламская Республика Иран под руководством аятоллы Хомейни.
Режим Хомейни был одинаково враждебно настроен как США, так и к СССР.
Соединенные Штаты стали искать в регион эффективный противовес Ирану. В качестве него был выбран соседний Ирак во главе с Саддамом Хусейном.
Четверть века спустя американцы отправят Хусейна на виселицу, однако в начале 1980-х годов США не просто рассматривали главу Ирака как союзника, но и активно снабжали его вооружением, которое было использовано для вторжения в Иран.
Ирано-иракский конфликт растянулся на многие годы. К 1988 году Иран стал использовать против врага так называемую «танкерную войну» — ВМС Исламской Республики атаковали танкеры с нефтью в Персидском заливе, стремясь лишить Ирак возможности зарабатывать «нефтяные деньги» на дальнейшие боевые действия.
Однако нарушение поставок нефти с Ближнего Востока напрямую грозило экономическими проблемами США. В связи с этим для охраны танкеров в Персидском заливе были направлены корабли ВМС США.
Авиадиспетчеры, обслуживавшие пассажирские линии в районе Персидского залива, жаловались, что американские корабли порой фактически в ультимативной форме требовали от экипажей воздушных судов изменить курс, если полагали, что самолет создает потенциальную угрозу их безопасности.
Опасения американцев не были лишены оснований. 17 апреля 1987 года американский фрегат «Старк» в Персидском заливе угодил под обстрел под атаку самолета «Мираж»… ВВС Ирака. В результате «дружеского огня» погибли 37 американских моряков, а корабль получил тяжелые повреждения. Саддам Хусейн принес официальные извинения за атаку и выплатил 400 миллионов долларов компенсации.
На американских же кораблях были введены новые правила, позволявшие обстрел потенциально опасных воздушных целей.
Крейсер против самолета
С мая 1988 года в зоне Персидского залива проводил патрулирование американский крейсер «Винсеннес», оснащенный на тот момент новейшей многофункциональной корабельной боевой информационно-управляющей системой «Иджис». Благодаря ее возможностям слежения за морскими и воздушными целями «Винсеннес» считался самым защищенным кораблем ВМС США.
Утром 3 июля 1988 года иранские военные катера предприняли очередную атаку на танкер. Американский крейсер вступил с ними в бой. Иранцы обстреляли поднятый с борта «Винсеннеса» вертолет, после чего два катера были уничтожены огнем крейсера. Третий стал уходить, и «Винсеннес», преследуя его, оказался в территориальных водах Ирана.
Обстановка на крейсере была чрезвычайно напряженная — экипаж ожидал атаки со стороны иранцев.
В 10:17 по иранскому времени с аэродрома Бендер — Аббас взлетел самолет А-300 иранской авиакомпании Iran Air, взявший курс на международный аэропорт Дубай. Даже несмотря на все сложности международной обстановки, рейс не обещал быть сложным — время в пути должно было составить менее получаса.
На борту самолета находились 274 пассажира и 16 членов экипажа. Среди них оказались граждане шести стран — Ирана, ОАЭ, Индии, Пакистана, Югославии и Италии.
Самолет выполнял полет строго в рамках коридора, выделенного для гражданских судов, совершающих полеты по данному маршруту.
Непонимание ценой в 290 жизней
Радары американского крейсера «Винсеннес» засекли появление иранского А-300. Однако экипаж при помощи новейшей техники не смог идентифицировать объект как гражданский самолет.
Более того, экипажа счел, отметка на радаре может соответствовать истребителю-перехватчику F-14 «Томкэт», находившемуся на вооружении ВВС Ирана. Подобное заявление, отраженное в официальной американской версии происшедшего, вызывало резкую критику у экспертов, посчитавших, что неумение экипажа крейсера отличить в данной ситуации большой гражданский лайнер от значительно уступающего ему в размерах истребителя говорит о крайне низкой профессиональной квалификации американских моряков.
Экипаж «Винсеннеса» счел, что маневры самолета напоминают подготовку к атаке на судно и приготовились к ее отражению. Одновременно делались попытки связаться с самолетом.
Проблема была в том, что семь попыток установить связь делались на военной волне, которую гражданские летчики в принципе не могли услышать. Три последние попытки делали на волне гражданских судов, и экипаж А-300, как установило расследование, их слышал, однако не принял на свой счет.
Дело в том, что американские моряки не использовали для вызова самолета его индивидуальный код, который был определен благодаря системе распознавания целей. А экипаж А-330 счел, что обращение «неопознанный иранский самолет» не может относится к ним, так как себя они неопознанными не считали. В течение всего полета они вели рабочие переговоры с гражданскими диспетчерами, и не имели ни малейшего представления о нависшей над ними угрозе.
К тому же в обращении американцы указали неверную скорость А-300 — 350 узлов вместо 300, что окончательно убедило пилотов иранского судна, что речь идет не о них. По всей видимости, экипаж решил, что речь идет о находившемся в этом районе некоторое время назад иранском разведывательном самолете «Орион».
В итоге командир «Винсеннеса» Уильям Роджерс III отдал приказ об уничтожении самолета. Лишь после того, как цель была поражена ракетами, экипаж американского крейсера понял, что речь шла о пассажирском самолете.
Обломки А-300 рухнули в Персидский залив. Никому из 290 человек, находившихся на его борту, спастись не удалось.
Не мы такие, жизнь такая
Власти США поначалу пытались настаивать на версии атаки военного самолета, однако исчезновение пассажирского авиалайнера в указанном районе, и обнаруженные спасательными судами Ирана обломки ни оставили от нее камня на камне.
Тогда американцы заявили, что А-300 следовал вне разрешенного «воздушного коридора», но и это было опровергнуто — иранский лайнер был в разрешенной зоне, в то время как крейсер находился в чужих территориальных водах.
Президент США Рональд Рейган сформулировал окончательную американскую версию событий: моряки крейсера находились в боевой обстановке под большим давлением, а трагедия является «военным инцидентом», при котором команда «Винсеннеса» действовала в соответствии с текущими обстоятельствами.
Виновными же в трагедии США объявили… власти Ирана, которые создали напряженную обстановку в Персидском заливе. Эту точку зрения поддержал и ряд стран НАТО.
Официальный Иран трактовал события так: обстрел гражданского самолёта в нейтральных водах является следствием преступной халатности, а не несчастным случаем, и должен рассматриваться как международное преступление.
Даже внутри США многие сочли, что как минимум доля вины за гибель мирных людей лежит на американских моряках. После 3 июля 1988 года задним числом пересмотрели и отношение к событиям 1 сентября 1983 года на Дальнем Востоке, признав, что огульное обвинение Советского Союза в уничтожении южнокорейского «Боинга» было продиктовано политическими соображениями, нежели рассмотрением всех обстоятельств дела.
Но официальный Вашингтон продолжал считать себя невиновным. Тогдашний вице-президент США и будущий глава страны Джордж Буш-старший лучше всех выразил суть данной позиции: «Я никогда не буду извиняться за Соединённые Штаты Америки. Неважно, какие были факты».
В 1989 году Иран подал против США иск в Международный суд, требуя компенсации за уничтожение самолета и гибель людей. Процесс длился несколько лет и завершился соглашением сторон.
26 февраля 1996 года Соединенные Штаты в обмен на отзыв иска согласились выплатить родственникам пассажиров и членов экипажа А-300 в общей сложности 61,8 миллионов долларов США.
При этом было особо подчеркнуто, что ответственности за уничтожение самолета Соединенные Штаты на себя не берут, а денежную выплату рассматривают исключительно как добровольный акт.
Смотрите также:
- Частный самолет вторгся в запретное воздушное пространство над Вашингтоном →
- «Цель уничтожена!» Тайна южнокорейского «Боинга» по-прежнему не раскрыта →
- В США пилот, устроивший беспорядки во время рейса, требует компенсацию →