Жизнь после травмы. В РФ совершенствуется система реабилитации

Фото: Елена Семенова

Травмы на производстве каждый год лишают сотни семей привычного дохода, заставляют людей испытывать страшную боль — и физическую, и душевную. Ведь из-за одной оплошности (не всегда своей собственной) здоровый и полноценный человек теряет возможность быть таким, часто — навсегда. Помножьте это на профессиональные заболевания — и вот вам многомиллионные убытки для российской экономики.

   
   

Страховщики во всем мире давно поняли: проще вкладываться в реабилитацию и восстанавливать здоровье пострадавших, возвращая их в строй, в полноценную жизнь, нежели пожизненно содержать, как инвалидов. Сегодня медицине под силу справиться с самыми тяжелыми травмами и их последствиями. В одном из лучших Центров реабилитации в стране — «Вятские Увалы» (Кировская обл.) — врачи приводили удивительный факт: если спинальная травма не застарелая, если ей менее 1,5 лет, при использовании современных технологий вертикализации, таких, как экзоскелет, у пациента хорошие шансы улучшить двигательные возможности нижних конечностей.

Фото: Елена Семенова

Когда барьеров нет

Сегодня российский Фонд социального страхования помогает реабилитировать людей, получивших профзаболевание или травму на рабочем месте. Один из крупных Центров —"Вятские Увалы" расположен недалеко от Кирова, в живописнейшем месте на берегу реки, среди лесов, которые местные в шутку называют «тайгой» — такие могучие тут сосны. На первый взгляд, дом отдыха, да и только. Природных и рукотворных факторов, помогающих чувствовать себя лучше, сколько угодно. Бассейн, теннисные корты, ухоженная территория, вся в лужайках и клумбах. Тренажерная площадка под открытым небом. Через реку Быстрицу — вантовый мост, на мгновение даже чувствуешь себя где-нибудь в Сан-Франциско. А ещё есть пруд, на котором можно покататься на катамаране — 50 рублей в час. До ближайшего производства — 35 км. Ну, настоящая сказка.

В самом реабилитационном Центре «Вятские Увалы» тоже творят чудеса. Директор Фарид Ахметзянов говорит: «Здесь есть источники минеральной воды: пациенты пьют и принимают с ней ванны. Неподалёку от Центра есть залежи лечебной грязи: её добывают и вовсю используют в оздоровительных процедурах.» Неудивительно, что в «Вятских Увалах» лечатся пациенты из 21 региона России, среди которых Татарстан, Республика Коми, Астраханская и Мурманская области.

Продумано всё: от входов — точнее, въездов, — в здание для колясочников, автоматически открывающихся дверей и широких проёмов, до логистики. Например, спинального пациента сюда обязательно сопровождает член семьи или сиделка, а номер им выделяют двухкомнатный. В самих «апартаментах» — обязательны приспособления для подъема травмированного человека, в том числе и в ванной комнате. Безбарьерная среда? Вы шутите, Центр основан на этом. Ну, а встречают маломобильных пациентов на специальном транспорте, приспособленном для транспортировки колясочников — хотите, в аэропорту, хотите на вокзале.

«Грамотно продуманная политика со стороны ФСС РФ в отношении госзадания», — такую причину директор Центра называет, когда его спрашивают о том, как удалось выйти на такой высокий качественный уровень реабилитации.

По словам Фарида Ахметзянова, сейчас Центру не надо проводить конкурсы по реализации путёвок и поэтому у сотрудников появилась возможность направить силы на развитие и оснащение Центра самым передовым оборудованием, которое приобретается по согласованию с ФСС РФ. Так, в конце прошлого года здесь появился медицинский экзоскелет ExoAtlet российского производства, а чуть раньше — лазерная длинноволновая установка Hiro 3, производящая манипуляции глубоко в тканях. «Мы всегда прислушиваемся к просьбам пациентов, — говорит директор центра. — Например, один из них попросил закупить коляски, которые раскладываются до «лежачего» состояния, чтобы сделать УЗИ или снять ЭКГ можно было прямо на них. И мы это сделали. Люди ценят это, довольны. Многие возвращаются сюда по многу лет, привозят семьи, ведь на коммерческой основе оздоровиться у нас может любой желающий».

   
   

Встань и иди

Фото: Елена Семенова

Посмотреть на экзоскелет в действии было особенно интересно. В зале для лечебной физкультуры центра высокий и такой мощный с виду мужчина, делает шаги в роботизированной конструкции, которая опоясывает его от груди до самых пят. Похоже на съёмки футуристического фильма. Но нет, это занятие по вертикализации.

Высокий... Наверное, так о Викторе не говорили давно: в инвалидном кресле он уже 15 лет. Он идёт, держась за брусья. Сзади страхует мужчину инструктор-методист ЛФК, впереди действиями Виктора руководит инструктор ЛФК. Брусья передвигаются, и вот уже пациент полностью пересёк спортивный зал и начал занятия у шведской стенки. Такие занятия проходят 5 раз в неделю. Сначала пациент садится в экзоскелет (кстати, он весит, как рыцарские доспехи, — 18 кг), как на табурет, и его закрепляют на стопах, голенях, бёдрах, пояснице и грудной клетке. Затем конструкция поднимает своего травмированного хозяина, — на все эти манипуляции уходит четверть часа. За этим следуют примерно 45 минут ходьбы.

«Поднять пациента надо в первые 1,5-2 года после травмы, — объясняет Светлана Созинова, врач по лечебной физкультуре. — Если нет полного повреждения спинного мозга, а травма не старая, экзоскелет поможет в буквальном смысле поставить человека на ноги. Здесь, в «Вятских увалах» этого еще не происходило, но лишь потому, что и экзоскелет у нас совсем недавно. Однако занятия в нём идут на пользу и таким пациентам, как Виктор. Тренируется баланс, мышечный каркас, пациент может прогнозировать свой путь, практически не смотрит вниз. Поднявшись, он видит мир с нового ракурса, и это вдохновляет его на непростые тренировки и дальнейшую реабилитацию. Курс такой вертикализации длится 32 дня. Человек заново адаптируется к вертикальному положению, согласуется работа рук и ног, активизируется работа всех органов и систем организма. Пациент делает первые шаги. Сначала с опорой, а по мере тренировок, и без неё».

Экзоскелет — далеко не единственное чудо медицинской техники, которое помогает вернуть пациентов к активной жизни. Снимает боли и улучшает функцию сосудов аппарат Vacuumed для интервальной вакуумной терапии. «От чего он лечит? — переспрашивает физиотерапевт Любовь Чудиновских, — да практически от всего. Хотите попробовать?»

Что скрывать, попробовать здесь хочется многое. И «Магнитотурботрон» — сеансы общей магнитотерапии, в том числе стимулирующие иммунитет и нормализующие гормональный фон, оказывающие противоотечный эффект. И гипербарическую оксигенацию, когда организм насыщается кислородом. И «Авантрон» — магнитную стимуляцию мышц тазового дна. И вытяжение позвоночника —подводное, на «Акватракционе», и механическое, на аппарате «Ормед-кинезо». А какие чудеса творят аппараты «Кинетек» и «Артромот», заставляющие работать травмированные суставы! Как рассказал Фарид Ахметзянов, к ним на реабилитацию приезжала пожилая дама, которая не могла даже руку поднять, а через 3 недели была способна поднять её вместе с сумочкой на 60 градусов. Гидромассаж, вихревые ванны, сухой бесконтактный массаж и множество самых разных тренажёров, бассейны и сухие углекислые ванны, кислородные коктейли и грязелечение, спелеокамера и кабинет психологической разгрузки, — всё это здесь есть, и ни одна ванна, ни один прибор не простаивает.

Но если говорить о представителях немецкого социального страхования, которые могут похвастаться потрясающими результатами реабилитации (более 90% их подопечных возвращаются к труду), то их больше всего впечатлил профессионализм персонала и комната социально-бытовой реабилитации, где пациенты учатся обслуживать себя самостоятельно — закрывать и открывать замки, краны, завинчивать крышки, мыть посуду и даже стелить кровать.

Фото: Елена Семенова

Учиться друг у друга

«Мы многому учимся у российских коллег, — заявил начальник международного отдела DMEG Грегор Кемпер (аналог ФСС РФ, германское общество обязательного страхования от несчастных случаев). — В Германии, если человек оказался прикован к инвалидному креслу, среду подстраивают под него. Здесь же пациента обучают изменяться, чтобы он мог быть способным справиться с ситуацией, в которой оказался».

Грегор и его коллеги, врачи и физеотерапевты, побывали в шести российских реабилитационных центрах. Они изучали их в рамках многолетнего сотрудничества с Фондом. По словам господина Кемпера, за последние несколько месяцев российские реабилитационные Центры вышли на совершенно новый уровень.

«Полтора года назад мы встречались с руководством ФСС вашей страны в Берлине, и в то время в России еще не было действующего института реабилитационных менеджеров, которые сопровождают пациента от момента получения травмы, не было многих специалистов узкого профиля и кабинетов эрготерапии. Теперь это есть и прекрасно работает. Любой европейской стране на это понадобились бы годы. Я впечатлён».

Фото: Елена Семенова

«У меня очень положительные впечатления после посещения всех шести Центров, — говорит профессор, доктор медицинских наук Михаэль Виг. — Особенно при разговорах с пациентами заметно, что медсестры, врачи, физиотерапевты, санитары заинтересованы в выздоровлении пациента, стремятся, чтобы он выздоровел и стал полноценным членом общества. А ведь в реабилитации самое главное даже не медицинское оборудование, а персонал».

Заместитель председателя Фонда социального страхования РФ Сергей Алещенко считает, что именно немецкий опыт помог ФСС внедрить в России институт реабилитационного менеджмента. В дальнейшем немецкие коллеги помогут внедрить новые реабилитационные технологии в России. «Самое большое достижение в общении между нашими фондами — это устранение барьеров, — убеждён Сергей Алещенко. — Нам не требуется никаких искусственных форматов, которые выставляли бы ту или иную сторону в хорошем свете, мы говорим откровенно на одном языке об одних проблемах. В отношениях между ФСС РФ и DMEG в последние годы наблюдается только рост. Мы встречаемся с Грегором Кемпером как минимум два раза в год и сверяем векторы развития, которые определили раньше».

Смотрите также: