22 октября в пресс-центре «АиФ» прошёл «круглый стол», где представители Фонда социального страхования (ФСС) и некоторых предприятий рассказали о переходе на прямые выплаты получателям пособий.
Ускорение и облегчение
Выплаты напрямую получателям Фонд соцстраха начал ещё в 2011-м, но тогда это был пилотный проект в Нижегородской области и Карачево-Черкесской республике. На сегодня этот механизм действует в 77 регионах, а с 1 января 2021 г. присоединятся ещё 7, в том числе Москва и Московская область.
Прямые выплаты пришли на смену зачётной схеме, когда пособия выплачивал работодатель, а затем ФСС возвращал ему средства по взаимозачёту. При этой схеме, если у компании возникали финансовые проблемы, то процесс затягивался. Новый механизм такой фактор риска исключает.
Он касается пособий по уходу за ребёнком, беременности и родам, временной нетрудоспособности, оплаты дополнительного отпуска пострадавшим на производстве, а также единовременных пособий по постановке на учёт в ранние сроки беременности.
«Основная задача этого проекта — защищённость застрахованных работников, — пояснила управляющая Московским региональным отделением ФСС РФ Наталья Сидорова. — Не важно, какое финансовое положение у организации, работник всегда своевременно и в полном объёме получит свои пособия. Несомненный плюс для работодателя — отсутствие необходимости отвлечения оборотных средств. И, как следствие всего этого, развитие электронного документооборота и информационного взаимодействия между участниками в ходе назначения и выплаты пособий».
Схема из достаточно тяжеловесной превращается в прозрачную и удобную — теперь и для Москвы и Подмосковья.
Застрахованный работник так же, как и раньше, подаёт работодателю все необходимые для выплаты пособия документы (к этому добавляется только электронное заявление), а тот не позднее 5 календарных дней отправляет сведения через электронный реестр в региональное отделение ФСС. Причём ездить с комплектом бумаг туда не надо — предприятия, численность сотрудников которых превышает 25 человек, отправляют документы в ФСС в электронном виде. А фонд в течение 10 календарных дней принимает решение о выплате и отправляет деньги работнику напрямую — через банковскую систему или почтовым переводом.
Какой вариант предпочтительнее, получатель пособия решает сам. Но чаще всего люди выбирают банковские переводы на карту. При этом, по словам Натальи Сидоровой, с 1 января 2021-го для выплаты пособий по временной нетрудоспособности гражданам, подвергшимся воздействию радиации, и пособий, связанных с материнством и уходом за детьми до 1,5 лет, будет использоваться карта «Мир».
Среди её преимуществ она назвала минимальное количество реквизитов, необходимых для получения (достаточно номера карты), и максимально короткие сроки перечисления денег (они поступают уже через полчаса).
Процесс становится проще
«Для удобства пользователей, — добавила Сидорова, — ФСС разработал также личный кабинет застрахованного. Этот сервис позволяет получить ответы на самые разные вопросы. Любой человек, зарегистрированный на портале Госуслуг, может зайти в личный кабинет и узнать статус обработки реестра, расчётную сумму и дату перечисления пособия. Можно также проследить движение электронного больничного листа (бумажные отражаться в личном кабинете не будут)».
Через личный кабинет застрахованное лицо может обратиться в ФСС за получением различных справок, необходимых для получения субсидий.
Прямые выплаты начнутся в Москве и Подмосковье с нового года, однако фактически в этих регионах они уже показали свою высокую жизнеспособность в весенний период пандемии. Тогда новый механизм применялся при выплате пособий по листкам нетрудоспособности работникам 65+ во время самоизоляции.
За «круглым столом» были и представители организаций, где этот механизм используют уже не первый год — они говорили и о его преимуществах, и о некоторых сложностях при включении.
По мнению начальника отдела управления бухгалтерского учёта Газпромтранса Юлии Пименовой, главная сложность — это большой объём дополнительной работы по обработке заявлений и формированию реестров в адрес ФСС: каждый вид пособия требует заявления в 7 листов.
«Вторая сложность — отработка механизма электронного документооборота, хотя его преимущества мы оценили уже через полгода, — рассказала она. — Сократилась нагрузка по расчёту пособия, сократилась процедура перечисления налогов и формирования отчётности, отсутствуют отвлечённые оборотные средства, и нет необходимости обращаться в ФСС».
Представитель Газпромтранса предложила упростить форму заявления, которую заполняет работник, а также добавить её в личный кабинет застрахованного. В ответ на это предложение Наталья Сидорова сообщила, что уже готовятся поправки в законодательство, касающиеся подачи заявления.
Отработка механизма прямых выплат в регионах стала начальным этапом реализации электронного листка нетрудоспособности, введённого в 2017 г. По мнению участников «круглого стола», такой больничный очень удобен — всем известны периоды нетрудоспособности, а это упрощает порядок заполнения реестров и направления их в ФСС, экономит время, минимизирует риск ошибок и исключает случаи мошенничества. Удобств много, со стороны работодателей требуются всего лишь небольшие доработки программного обеспечения.
Обучение и информирование
И работодателям, и работникам в Москве и области узнать о нововведениях и разобраться в них достаточно просто. Для первых проводится и обучение — информация о предстоящих семинарах, вебинарах, которые проходят не менее двух раз в неделю, размещена на сайтах столичного и областного отделений ФСС.
А для получателей пособий сейчас идёт активная информационная кампания. Как она проходит в Подмосковье, на «круглом столе» рассказал и. о. управляющего Московским областным региональным отделением ФСС России Алексей Кисин.
«Мы используем разные методы взаимодействия с нашей целевой аудиторией, — сказал он. — По Подмосковью 245 тыс. страхователей и более 4 млн застрахованных, до которых нужно дойти и провести разъяснительную работу. Мы задействовали транспорт — информационные стикеры, аудиоинформирование в электричках и наземном транспорте. Информационно-разъяснительные плакаты разместили в администрациях муниципальных образований, медорганизациях, отделениях Пенсионного фонда, налоговой, в наших филиалах и отделениях. Обязательно есть информация о переходе на прямые выплаты в отделениях банков. Раздаём буклеты на наших мероприятиях, активно работаем с главами местных администраций, проводим на их территориях встречи со страхователями, просим помогать профсоюзы, работаем с Союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой, размещаем материалы в СМИ, на сайтах администраций и региональных отделений ФСС».
Кстати, по словам Алексея Кисина, подключение к прямым выплатам — это ещё и хороший повод провести сверку с работодателями по прошлым зачётам. «Мы видим, — сказал он, — что можем вернуть организациям, работающим в Московской области, более 8 млрд руб. вдобавок к тем 2, что уже вернули. В нынешний кризисный период это очень важно».
СПРАВКА
Информацию о прямых выплатах можно получить, направив запрос на электронный адрес:
dpay@ro77.fss.ru — для жителей Москвы;
info@ro50.fss.ru — для жителей Московской обл.
Телефоны «горячей линии»:
8 (495) 650-19-17 — Москва;
8 (495) 587-43-84 — Московская обл.