Собачий учет: в Казани объявили тендер на отлов бездомных псов

Фото: Алия Шарафутдинова, АиФ.ru

Городские власти объявили тендер, победитель которого должен будет отловить почти девять тысяч животных и убить семь тысяч из них. 70% работ, общая стоимость которых составляет 12 млн рублей, планировалось завершить до 1 июля – до начала Универсиады-2013. В ситуации разбиралась корреспондент АиФ.ru Алия Шарафутдинова.

   
   

Чтобы привлечь внимание общественности и городских властей к проблеме убийства бездомных собак, зоозащитники провели в марте и апреле несколько митингов в разных городах России и теперь собирают подписи под петицией Владимиру Путину. Люди выходили на улицы с плакатами: «Требуем принять федеральный закон о защите животных», «No blood Universiade» («Нет кровавой Универсиаде», прим. автора), «Остановите бойню животных».

 

Зоозащитники провели митинг. Фото из личного архива зоозащитников

После митингов зоозащитники, кинологи, ветеринары, депутаты и представители исполкома Казани все же собрались за круглым столом. Власти пошли на уступки: председатель комитета ЖКХ Казани Искандер Гиниятуллин сообщил, что из отловленных 7866 бездомных собак будут стерилизованы и отпущены 40% – чуть больше трех тысяч.

Читайте: Стерилизация собак, плюсы и минусы →

«Никто не в восторге от вынужденных мер, но иногда без усыпления не обойтись, – пояснил председатель комитета ЖКХ казанского исполкома Искандер Гиниятуллин. – Людей жалко больше, а ведь среди жертв беспризорных собак огромное количество детей».

 

   
   
Фото из личного архива зоозащитников

Собак убивают сразу, не проверив на бешенство

С 2006 года в Казани работает Служба отлова бездомных животных (СОБЖ). Основная ее задача – в течение десятидневного карантина выявить больных псов и усыпить. Остальных – стерилизовать и отпустить на волю. Каждый год СОБЖ выигрывает тендер и получает от государства миллионы на свою деятельность: в 2011 году – 19,8 млн, в 2012 – 11,7 млн, в случае победы на тендере в 2013 году – 12 млн рублей.

Зоозащитники бьют тревогу: по их информации, в питомниках службы отлова животных убивают сразу, не проверяя, здоровые они или нет. Так, в начале марта на территории СОБЖ нашли около 150 собачьих трупов, в том числе в ошейниках. Все собаки – с отрубленными хвостами: видимо, по ним работники отчитывались о количестве умерщвленных животных. Зоозащитники засняли всё на фото и видео. «Я считаю, что это качественный фото- и видеомонтаж перед аукционом, – заявил директор СОБЖ, депутат казанской гордумы Рустем Нуруллин. – Мы пока не выполняем никаких работ – не имеем полномочий, поскольку тендер 2013 года еще не прошел. К тому же у нас есть специальное оборудование для переработки трупов животных. На следующий день после публикаций к нам приезжали СМИ и полиция, но никто ничего не нашел. Все нападения на службу отлова животных необоснованны», – прокомментировал он.

На территории СОБЖ нашли около 150 собачьих трупов. Фото из личного архива зоозащитников

Поскольку Служба отлова бездомных животных на сегодняшний день пока не работает (ждет тендера 2013 года), можно предположить, что либо собачьи тела там лежали с декабря 2012 года, либо работы велись нелегально. Нуруллин заявил, что на территории СОБЖ нет ни одной «нелегальной» собаки – только сторожевые.

Фото из личного архива зоозащитников

После первого митинга в защиту бездомных животных в Казани на одном из федеральных каналов был показан сюжет о том, что отловленные дворняги временно содержатся в питомниках на территории СОБЖ, пока в городе устанавливают специальные собачьи будки. «В сюжете было использовано видео 2010 года, тогда в Казани действительно построили несколько будок, – объясняет представитель общественной организации «Право на жизнь» Фидаиль Утяганов. – Если бы это было правдой, то сейчас проблемы бездомных животных вообще не существовало.

Представитель общественной организации «Право на жизнь» Фидаиль Утяганов. Фото из личного архива зоозащитников

Мне жаль людей, которые относятся к животным не как к братьям нашим меньшим. Обделенные Богом они, что ли? Я лично занимаюсь защитой бездомных животных только год. Когда увидел цифры в новом госзаказе, поразился цинизму властей. Решил, что нужны радикальные меры».

Утяганов признается, что сейчас его жизнь состоит из сплошных «собачьих дел». Ведь только по официальным данным с 2006 года в столице Татарстана были убиты 120 тыс. собак. На это из бюджета города выделили 110 млн рублей. «Зачем тратить такие суммы на убийство дворняжек, если на эти деньги можно построить приют?» – возмущаются на митингах зоозащитники. «Необходимо их стерилизовать, прививать, чипировать и выпускать на улицы, объяснять горожанам, как нужно вести себя с бездомным животным, – твердят активисты. – Мы думаем, что помечать специальными ошейниками нужно и домашних любимцев, а в случае, когда домашний пес оказывается на улице, привлекать к ответственности хозяев».

Фото: Алия Шарафутдинова, AиФ.ru

«Люди привозят животных, обещают помогать, но больше не возвращаются»

В миллионной Казани до сих пор нет муниципального приюта. Горожане пытаются помочь животным на собственные средства. Есть небольшой приют «Зооспас» в селе Ковали (Пестречинский район) в 12 км от города, кроме того, работает большой приют для собак в поселке Столбище. Здесь уже на подходе к зеленому ограждению людей встречают около десятка кобелей. Всего в приюте содержится 250 собак, но каждая десятая без привязи – не хватает будок и вольеров.

Фонд помощи бездомным животным имени Сарии Ашировой содержит приют в поселке Столбище за счет горожан с 2003 года. Если в 2011 году приют пристроил девяносто собак, то в 2012 – нашел хозяев шестидесяти собакам.

Фото: Алия Шарафутдинова, AиФ.ru

Средств на питание и лечение собак катастрофически не хватает – крупных спонсоров у приюта нет, в основном помогают люди со средним достатком: пенсионеры, студенты. Несколько раз организация была на грани закрытия. Добровольцев, помогающих постоянно ухаживать за собаками, можно по пальцам пересчитать. В основном здесь трудятся бездомные: за еду и «койку» в доме на территории приюта. Многие из них – выходцы из стран Азии. Они не говорят по-русски, фотографироваться и рассказывать о себе что-либо не хотят: боятся, что близкие воспримут их такими же бродячими животными, нашедшими пристанище в скромном приюте.

Фото: Алия Шарафутдинова, AиФ.ru

Директор приюта Лариса Шаймарданова признаётся: «Все животные подобраны на улице. Часто люди приходят с собакой, говорят, что нашли во дворе, если есть место, мы ее оставляем. Прощаясь, они обещают приезжать и помогать, но, как правило, не возвращаются. У нас мало питомцев со счастливой судьбой».

Директор приюта Лариса Шаймарданова. Фото: Алия Шарафутдинова, AиФ.ru

Законодательство игнорируют

Обещание властей сократить количество убитых собак не удовлетворило зоозащитников – они направили жалобу в республиканский УФАС, и антимонопольная служба согласилась, что документация комитета ЖКХ об аукционе противоречит законодательству России.

УФАС вынесло решение, в котором говорится, что по закону подвергать эвтаназии можно только больных и опасных животных. Например, в случае бешенства. Делается это после десятидневного наблюдения ветеринара, который должен составить заключение. А если отловленная собака признана здоровой, ее нужно вакцинировать и вернуть хозяину, либо отыскать человека, желающего ухаживать за животным. Срок на это – шесть месяцев. Если за это время хозяин не объявился, животного надо стерилизовать и отпустить на свободу.

Фото: Алия Шарафутдинова, AиФ.ru

Муниципалитет Казани учел замечания, снова «переписал» и опубликовал текст госзаказа. Теперь организация, выигравшая тендер, должна будет отловить 5735 собак, стерилизовать и отпустить 2403, подвергнуть эвтаназии 3332. Аукцион будет проведен в середине мая.

Зоозащитники снова негодуют: «комитет ЖКХ игнорирует законодательство и решение УФАС». Борьба сторон продолжается.