Ё-мое. Громкие российские проекты, не оправдавшие ожиданий

Фото: Сергей Кузнецов / РИА Новости

За сколько продали все разработки по некогда нашумевшему «Ё-мобилю», где теперь можно купить первый российский смартфон YotaPhone и почему поисковая система «Спутник» не смогла затмить своего зарубежного конкурента, Google, хотя у нее для этого были все шансы. АиФ.ru — об отечественных проектах, на которые мы возлагали большие надежды, но они их до конца не оправдали.

   
   

Проект: «Ё-мобиль»

Мы ожидали: Когда-то «Ё-мобилю» прочили будущее народного авто по демократичной цене. Планировалось, что его стоимость не будет превышать 400 тыс. рублей. Осчастливить добрую половину россиян, мечтающих наконец-то купить себе железного коня, собиралась инвестиционная группа «Онексим» Михаила Прохорова. Именно она запустила данный проект в 2010 году. На первой презентации было показано сразу три концепта будущей машины с разными типами кузова: фургон, кросс-купе и хетчбэк. Вскоре «Ё-мобиль» протестировал Владимир Путин, занимавший тогда пост председателя правительства России. Он совершил поездку из своей подмосковной резиденции Ново-Огарёво в государственную — в Горках-9.

Кстати, когда компания запустила сайт и начала прием предварительных заказов, буквально за неделю ей удалось собрать свыше 100 тыс. заявок! Конечно, они не имели никакого отношения к реальным продажам, ведь никакой оплаты не требовалось, и, соответственно, человек, совершивший предзаказ, не обязан был выкупать его впоследствии. Зато данные помогали прогнозировать вероятный спрос на продукцию.

Массовое производство «Ё-мобилей» должно было стартовать в 2012 году, однако постоянно переносилось. Естественно, это подогревало слухи о том, что проект провалился. В 2014 году они подтвердились.

Чем дело кончилось: оказалось, что «Ё-мобиль» не сможет быть таким дешевым, как планировалось, производство было слишком дорогостоящим. На рынке его цена была бы как минимум в два раза больше некогда заявленной стоимости. В итоге все разработки компании были проданы за 1 евро институту НАМИ. Примечательно, что когда все произошло, пресс-секретарь Михаила Прохорова поспешила подчеркнуть, что ассоциировать имя ее клиента с провальным проектом неправильно, поскольку бизнесмен покинул «Онэксим» в 2011 году из-за выборов в Госдуму.

Проект: YotaPhone

Мы ожидали: Когда глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов вручил в конце 2013 года Дмитрию Медведеву первый серийный телефон, тот пошутил: «Apple напрягся». Но напрягаться американской корпорации не пришлось. Даже оригинальная конструкция устройства с двумя экранами не смогла впечатлить потребителей. Зато их точно впечатляла цена, первый YotaPhone стоил около 20 тыс. рублей. К слову, он продавался не только в России, но и в Евросоюзе и странах Ближнего Востока. Следующая модель, а именно YotaPhone 2, была презентована всего через пару месяцев, стоила уже в два раза больше, чем ее предшественница, и имела схожий рынок сбыта. Кстати, первый серийный YotaPhone 2 Владимир Путин вручил председателю КНР Си Цзиньпину. И в некотором роде подарок президента стал пророческим — в 2017 году YotaPhone 3 появился только на прилавках Китая, под названием Yota 3.

Чем дело кончилось: На презентации третьего поколения смартфона в Пекине было объявлено, что работа над устройством длилась 10 месяцев, а к процессу привлекалось более 100 специалистов из России и Китая. На отечественном рынке YotaPhone должен был появиться в 2017 году, однако этого так и не произошло. Но при желании его легко можно заказать на AliExpress.

   
   

Проект: поисковая система «Спутник»

Мы ожидали: эта поисковая система должна была заменить россиянам привычные Google, Yandex, Rambler и Yahoo. Но тех, кто пользуется данной разработкой «Ростелекома», в нашей стране единицы, хотя проект был запущен в 2014 году. В целом с технической точки зрения все более или менее получилось, но зачем пользователям менять привычный Google на «Спутник», если у последнего нет никаких явных преимуществ по сравнению с конкурентом?

Чем дело кончилось: в августе 2018 года «Ростелеком» обратился в суд с требованием признать свою же компанию «Спутник» банкротом, а ее задолженность оценивалась в 292,2 млн рублей.

Проект: Marussia Motors

Мы ожидали: Семь долгих лет мы ждали, что детище актера и бывшего автогонщика Николая Фоменко наконец-то «взлетит». Старт компании Marussia Motors в 2007 году был стремительным и ярким. Буквально через 12 месяцев после запуска проекта фирма представила первый прототип автомобиля, который планировалось выпускать в двух комплектациях — B1 и B2. В 2010 году бренд засветился в «Формуле-1», став официальным спонсором команды Virgin Racing, позже компания даже купила основной пакет акций «конюшни» и официально стала Marussia Virgin Racing. Однако в «королевских гонках» все 4 года своего участия команда плелась в самом хвосте, и в 2015 году проект успешно захлопнулся.

Что же касается серийного производства, то в 2010 году был презентован концепт модели кроссовера F2, который, по задумке производителей, должен был покорить мировой рынок в конце 2012 года. Увы, реализовать идею не удалось. Все заявления о начале серийного производства так и остались просто заявлениями. А собранные в разное время 20-30 моделей серийным производством вряд ли можно было назвать.

Чем дело кончилось: Весной 2014 года СМИ узнали о том, что все проекты Marussia Motors закрываются. Работники, занятые на предприятии, рассказывали о многомесячных задержках заработной платы. Некоторые из них впоследствии перешли в состав конструкторского бюро НАМИ.