«Все четыре двигателя остановились». Как вулканы влияют на авиаперелёты

Камчатку продолжает засыпать пеплом. В ночь на вторник разбушевался вулкан Шивелуч, выбросив облака пепла на высоту 15-20 километров и засыпав все населённые пункты в близлежащей долине. Сегодня произошло два новых выброса — на 7 и 8 километров. Пепловое облако протянулось на сотни километров к северо-западу от вулкана.

   
   

Людям, живущим вдали от Камчатки, такие извержения, наверное, кажутся чем-то несущественным. Но ровно до того момента, пока им не понадобится покупать билет на самолёт, чтобы лететь куда-то, где в этот момент извергается вулкан.

Пепел сработал как наждачная бумага

Ночью 24 июня 1982 года «Боинг 747», летевший из Лондона в Окленд, находился на высоте 11 тысяч метров и миновал остров Ява, когда пассажиры услышали сообщение командира экипажа: «Дамы и господа, у нас маленькая проблема. Все четыре двигателя остановились. Мы делаем всё возможное для их запуска. Надеюсь, это не доставит вам больших неудобств».

Бортинженер глядел на панель приборов и не мог поверить своим глазам: на то, чтобы самолёт остался без двигателей, ушло всего лишь 90 секунд. Отказ даже одного мотора случается крайне редко, а тут все четыре замолчали!

«Боинг 747» с неработающими двигателями мгновенно превратился в планер и начал терять высоту, снизившись за 12 минут почти на 7 тысяч метров. Экипаж знал, что в его распоряжении остались считанные минуты, прежде чем самолёт врежется в море, и делал всё возможное, чтобы запустить хотя бы один двигатель. И это ему удалось. Сначала включился один, потом второй, следом — ещё два. 

В результате посадки все 263 человека, находившиеся на борту, остались живы, никто не пострадал. Специалисты взялись изучать повреждения и быстро поняли, что авиалайнер столкнулся с явлением, которому до этого просто не придавали значения — вулканическим пеплом. На острове Ява шло извержение вулкана Галунггунг, самолёт влетел в столб пепла (дело было ночью, а радары столь мелкие частицы не «видят»), и он сработал будто наждачная бумага: повредил фронтальные стёкла и краску на фюзеляже, а главное — попал в турбины. Там под действием высоких температур частицы пепла стали плавиться и прилипать к внутренней части силовых установок, что и вывело их из строя. К счастью, лишь на время.

Этот инцидент привёл к тому, что воздушное сообщение с тех пор стали организовывать, учитывая сводки об извержениях вулканов. Информация об этих природных событиях, ранее интересных лишь учёным, туристам-экстремальщикам и, конечно, жителям близлежащих районов, теперь стала оперативно передаваться всем авиационным службам.

   
   

В апреле 2010 года многие выучили наизусть название ничем не выдающегося вулкана Эйяфьядлайёкюдль на юге Исландии. Его извержение привело к тому, что воздушное пространство Европы на несколько дней закрыли для перелётов. Были отменены десятки тысяч рейсов, а некоторые аэропорты пришлось повторно закрывать ещё и в мае.

Опасен не тем, что горячий, а тем, что мелкий

Камчатку нельзя назвать оживлённым перекрёстком авиасообщений, тем не менее южнее полуострова пролегают некоторые трассы межконтинентальных рейсов. Например, когда совсем недавно, 7 апреля, произошло извержение вулкана Безымянный (для Камчатки это обычное дело) и столб пепла высотой 12 километров сместился на юго-восток, данному выбросу присвоили «красный» (максимальный) код опасности по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Росавиация отчиталась, что смогла обеспечить пролёт 23 воздушных судов из Китая, Индии и других южноазиатских стран — они летели в Северную Америку и обратно.

«В таких случаях авиакомпаниям (как российским, так и международным) предлагают использовать альтернативные маршруты. Это всего лишь рекомендация, перевозчики обычно самостоятельно принимают решение, как поступить, — говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Территорию, затронутую выбросом пепла, можно облететь. Либо, если она очень большая и облететь её нет возможности, рейс отменяют. Всё зависит от ширины фронта и запаса топлива».

Эксперт напоминает, вулканический пепел на высоте опасен не тем, что он горячий, а тем, что представляет собой очень мелкие фракции горных пород. Это пылеобразный песок, причём с очень острыми кромками. И если облако такого пепла имеет высокую плотность, оно способно повлиять на работу авиадвигателя, просто остановив его. Такое в истории гражданской авиации случалось, и инцидент с рейсом 1982 года «Лондон — Окленд» не единственный.

Как разглядеть облако?

На извержение Шивелуча Росавиация тоже отреагировала сразу. Лётным экипажам было предписано учитывать особенности этого природного явления при выборе маршрутов. Многие местные рейсы были перенесены. Пассажирские самолёты в Москву, Хабаровск, Владивосток, Новосибирск и Магадан вылетали из камчатского аэропорта «Елизово» либо по расписанию, либо с некоторой задержкой. От Петропавловска-Камчатского до вулкана Шивелуч почти 500 километров, и пепел, к счастью, прошёл стороной.

На самом деле эксперты Международной организации гражданской авиации считают, что авиаперелёты небезопасны при любой концентрации вулканического пепла в воздухе. Даже при самой низкой.

Поэтому есть проблема: как достоверно определить, не пролегает ли маршрут самолёта через остатки пеплового облака? В настоящее время за извержениями вулканов непрерывно следят спутники дистанционного зондирования Земли. Им помогают метеостанции на аэростатах и наземные службы.

Кроме того, уже существуют детекторы, позволяющие самолётам обнаруживать облака вулканического пепла. Инфракрасная камера распознаёт такое облако в атмосфере ещё за 100 километров, программа сопоставляет эту информацию со спутниковыми данными и в случае потенциальной опасности предупреждает пилотов. Некоторые авиакомпании уже используют такое оборудование.