Вернут ли в Россию «Буран» с Байконура?

Категория:  Космос Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37 15/09/2021

Даже если удастся об этом договориться, возникают вопросы. Как технологически перевезти огромный корабль? И какова будет его дальнейшая судьба?

   
   
Ответ редакции

В начале сентября на сайте научно-производственного объединения «Молния» появилось сообщение о том, что предприятие намерено вернуть в Россию экземпляр многоразового космического корабля «Буран», находящийся на территории космодрома Байконур в Казахстане. В 1970-х — 1980-х годах именно НПО «Молния» разрабатывало этот ракетоплан, который считается уникальным достижением отечественной космонавтики.

Всего полностью было построено два лётных экземпляра «Бурана». Тот, что совершил единственный полёт в 1988 году, с тех пор находился в монтажно-испытательном корпусе космодрома Байконур, но в 2002 году там произошло ЧП: обвалившаяся крыша уничтожила корабль. На космодроме остался второй экземпляр: изделие 1.02 «Буря». Он предназначался для полёта в автоматическом режиме и стыковки со станцией «Мир». Кроме того, на Байконуре находятся два технологических макета челнока, созданных для различных испытаний. Один из них выставлен рядом с музеем космодрома.

В мае этого года появилась информация о том, что к месту хранения «Бурана» проникли неизвестные и разрисовали его граффити. «Роскосмос» отреагировал резко: было объявлено, что Россия поднимет вопрос о сохранности исторических объектов на Байконуре и даже заберёт их в Россию.

И вот теперь в Казахстан наведались представители НПО «Молния». Они осмотрели ракетоплан и находящийся с ним рядом макет для решения вопросов их последующей транспортировки на территорию нашей страны. «По итогам встречи решено, что разборку, транспортировку и последующую сборку корабля и макета необходимо проводить под авторским надзором НПО „Молния“ как предприятия-разработчика орбитального корабля», — сказано на сайте.

Через пару дней случилась словесная перепалка в Facebook. Даурен Муса, гендиректор «РКК Байконур», владеющего лётным экземпляром и макетом челнока, написал, что не даст «Роскосмосу» согласия на осуществление его плана. Он обвинил российскую сторону в «имитации бурной деятельности» и «безосновательных спекуляциях» на тему вывоза «Бурана». Ему ответил Дмитрий Рогозин: «Вы <...> не предприняли ничего для их надлежащего хранения».

Глава «Роскосмоса» отметил, что нынешний владелец кораблей использует сообщения в СМИ как повод для разжигания страстей и что ему стоило бы оценить риски своего поведения «как плохого собственника». «С нетерпением ждём исхода судебного процесса, надеясь, что в итоге „Бураны“ обретут более заботливого хозяина или заставят вас вложить хоть один тенге в дело сохранения экспонатов, имеющих мировое значение», — заключил Рогозин.

Правда, тут возникают дополнительные вопросы. Как технологически вернуть «Буран» в Россию? И какова может быть дальнейшая судьба этого экземпляра? 

«Сообщение о намерении „Роскосмоса“ вернуть корабль, вызывает удивление. Как они собираются его перевозить? — рассуждает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Ширина фюзеляжа „Бурана“ — 5,6 метра, высота — 6,2 метра. А железнодорожный вагон имеет ширину лишь около 3 метров. Можно было бы перевезти на барже, но баржи до Байконура не ходят. В советские времена „Буран“ перевозили на „Мрии“, крупнейшем в мире самолёте из эксплуатируемых. Но сейчас он принадлежит Украине, и для его использования с этой целью потребуется согласие их президента, что крайне маловероятно.

Если „Буран“ всё-таки перевезут, единственная судьба, которая его ждёт, — стоять как памятник крупнейшей ошибке советской космонавтики. Этот космический корабль, на создание которого потратили почти 15 лет и огромные ресурсы, так ни для чего и не пригодился.

Но, скорее всего, от этой идеи откажутся, как только посчитают, сколько может стоить её реализация».