Наука есть!
Каждый год в списке новоиспечённых лауреатов Нобелевской премии более половины - американцы. Российские учёные в последний раз получали эту награду 6 лет назад, да и то один из них, Андрей Гейм, к тому моменту был подданным Королевства Нидерландов, а другой, Константин Новосёлов, наряду с российским паспортом имел в кармане британский.
Из четырёх ныне здравствующих нобелевских лауреатов по физике российского происхождения только один живёт на родине - Жорес Алфёров. Складывается впечатление, что последние наши прорывы в науке и технологиях случались как раз во времена его молодости. А то и раньше - когда Курчатов разрабатывал ядерную бомбу, а Королёв запускал искусственный спутник Земли.
Но, может, всё не так плачевно? Может, мы просто не видим и не знаем, как по всей стране в научных лабораториях кипит работа по приближению светлого технологического завтра?
Дроны и роботы
Понятно, что о запуске спутника каждый день по телевизору не рассказывают. А о научных достижениях в военной сфере говорить громко вообще не принято. Между тем именно ВПК во времена СССР был кузницей инженерно-технической мысли, да и движком прогресса в целом. И в наши дни в отраслевых институтах создают новейшие системы связи, конструируют роботов, выполняющих самые разные задачи, экзоскелеты, многократно увеличивающие силу мышц, и многое другое. Некоторые идеи выглядят как фантастика. Например, технология жидкостного дыхания. Её разрабатывают для спасения экипажей затонувших кораблей и подводных лодок. Суть в том, что вместо воздуха лёгкие заполняются жидкостью, насыщенной кислородом. Он попадает в кровоток и не даёт человеку умереть. Пока эксперименты проводят на собаках - они без вреда для здоровья способны полчаса дышать на глубине до 500 м.
В гражданских научных институтах тоже масса интересного. В МФТИ сделали биопротез, самостоятельно подстраивающийся под человека. При любом движении он считывает биоэлектрические сигналы мышц, воспроизводит нужный жест и «запоминает» эту команду. В Иркутске проводят испытания «умной» теплицы. В ней используется новый укрывной материал, экономные нагреватели земли и боковые панели. Благодаря ноу-хау овощи, выращенные в таких теплицах, будут стоить почти в два раза дешевле и смогут конкурировать с завезёнными из Китая.
В Нижегородском госуниверситете создали экзоскелет «Илья Муромец» - он нужен для реабилитации больных с травмами и заболеваниями головного и спинного мозга. Конструкция сама удерживает человека, двигаясь по заранее заданному алгоритму или в режиме ручного управления. Устройство поможет даже тем, кто полностью утратил способность ходить!
А коллектив молодых учёных из Перми изобрёл карманный тонометр, быстро и точно выявляющий предынсультное состояние. Программа за 15 секунд считывает основные параметры кровообращения, с помощью математических алгоритмов оценивает риск возникновения инсульта и сообщает об этом на смартфон.
Проекты молодых российских инноваторов можно перечислять до бесконечности. Сходите на любую научно-техническую выставку или фестиваль (благо сейчас их устраивают во всех крупных городах), и вам покажут устройства, проводящие экспресс-диагностику десятков заболеваний по одной капле крови, распознающие речь по движениям губ и определяющие предрасположенность к профессии по отпечаткам пальцев. Вокруг вас будут сновать роботы, а над головой летать дроны-беспилотники. Полное ощущение, что светлое технологическое завтра уже наступило. Но, выехав за пределы города, вы окажетесь на дороге, которая давно не видела асфальта, а бабушка, продающая на обочине огурцы, выращенные безо всяких «умных» теплиц, вряд ли держала в руках обычный смартфон, какие уж тут карманные тонометры! О дронах и роботах вовсе говорить не приходится.
Иными словами, у нас колоссальный разрыв между идеей, созревающей в голове учёного, и конечным продуктом, попадающим на полки магазинов и в дом этой самой бабушки. В чём причина?
Чужим тут не место
«В России есть технологические школы мирового уровня - в области математики, программирования, нейронаук, наук о здоровье, - уверен Евгений Кузнецов, специалист в области стратегического управления и общественных кампаний. - По-прежнему у нас хорошее материаловедение, химия и инженерные науки. В каждой из этих областей мы можем конкурировать. Но у нас всё фрагментарно: есть сильные школы, а есть провалы, причём критические!
Если мы хотим, чтобы была выстроена технологическая цепочка от идеи до продукта, государство и бизнес должны действовать рука об руку, дополнять друг друга. Во всём мире так: государство вкладывается в науку и образование, а бизнес подключается на более поздних стадиях, когда нужно создавать продукты и рынки сбыта. И на всех этапах цепочки нужно снимать барьеры, создавать позитивную среду».
У нас же, наоборот, барьеры воздвигают всеми возможными способами. Особенно если вы «не находите общего языка» с теми, кто принимает решения. «Вас могут просто не допустить к участию в госпрограмме под любым предлогом, - говорит инженер Александр Самков, изобретатель и разработчик уникального кардиопротеза - первого в мире трёхстворчатого клапана сердца. - Например, «комиссия» признает ваши документы не соответствующими условиям конкурса».
Палки в колёса вставляют не только инновационному бизнесу, но и фундаментальной науке. Учёные, приехавшие к нам работать из-за границы (им есть с чем сравнивать), буквально стонут от засилья бюрократии. Если ты получил правительственный грант, каждые три месяца тебе придётся писать 500-страничный отчёт о проделанной работе и потраченных средствах. По объёму это две докторские диссертации! Причём начинать писать нужно сразу же, как только выиграл грант. Когда заниматься наукой, если приходится отчитываться о каждой коробке скрепок и пачке бумаги?
«Или такой пример: практически невозможно взять на работу в свою группу учёного с гражданством другой страны. Нет такой процедуры! Единственный способ - платить ему неофициально, наличными из собственной зарплаты, - сокрушается Александр Львовский, один из самых известных в мире квантовых физиков, работающий как в Университете Калгари (Канада), так и в Российском квантовом центре. - Да, в России в последние годы много делается для возрождения науки. Повышается грантовое финансирование, вводятся стипендии для молодых учёных, создаются международные исследовательские институты. Но этого пока недостаточно, чтобы стать научной сверхдержавой».
Асфальт на воде? Да!
Вечную тягу дорожников класть асфальт в слякоть теперь вполне можно считать научной технологией.
Сверхпрочный влаго- и морозостойкий асфальт создали учёные Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ-КХТИ). В основе разработки - эмульсия, наполненная компонентами асфальтобитумной смеси. По сути это «жидкий асфальт», он прочно схватывает дорожное полотно, защищает от скорого появления трещин.
Его можно укладывать на влажную дорогу при температуре до -5°С. Значит, дороги можно ремонтировать с осени до весны, а не только летом. Готовое дорожное полотно выдержит температуры от - 50°С до +50°С.
- Первые партии уникального асфальта уже выпустили, - рассказывает Илнур Абдуллин, проректор университета. - По этой технологии уложили несколько километров дорог в двух районах Татарстана. «Жидкий асфальт» укладывала обычная дорожная техника. Расстраивает, что дорожники не торопятся менять технологию производства на более современную. Видимо, таков наш менталитет: всё новое воспринимается с осторожностью. Дорожники снова и снова пытаются соединить горячий асфальт и мокрую дорогу. А ведь это всё равно, что соединять огонь и воду! Они никак не поймут, что на изготовлении нового асфальта можно будет существенно сэкономить. А вот немецкая компания уже заинтересовалась нашей идеей.
Читайте также: Гаджет против мата и чудо-ткань для МЧС. Новые разработки российских учёных
Наши люди и их изобретения
Что сделал? Создал алгоритм, который позволяет с помощью компьютера искать вещества с заранее заданными свойствами, в том числе и невозможные с точки зрения классической химии. Метод лёг в основу программы USPEX (некоторые читают это как «успех»), которую применяют во всём мире.
Что сделал? Придумал программу по прогнозированию волны цунами. Учёный, зная параметры землетрясения в Индийском океане в декабре 2004 г., в точности предсказал цунами в Таиланде, которое унесло жизни до 300 тыс. чел. Теперь же программа по прогнозированию цунами MOST, разработанная Титовым, используется во многих странах мира.
Что сделал? В 2009 г. создал веб-сайт для анонимного общения Chatroulette («Чатрулетка»), который позволяет общаться с помощью видео-, аудио- и текстового чата: посетитель сайта в случайном порядке находит собеседника, в любой момент может прекратить «чатиться» и связаться с другим случайным пользователем. Андрей сейчас живёт в США, а его детище популярно.
Что сделал? Придумал коляску-вездеход, способную спускаться и подниматься по лестницам. Продвинуть производство необходимой для людей с ограниченными возможностями коляски у нас не удалось. Изобретатель отправился в Университет Леонардо да Винчи во Франции. С ним пообщались, а через время показали такую же «свою» коляску-вездеход, скопированную с изобретения Локсеева.
Переплюнуть Китай
Роботы из Перми покоряют Китай и Великобританию.
Молодые изобретатели вырастают в Прикамье буквально со школьной скамьи - во всех школах проходят занятия по робототехнике и конструированию. Олег Кивокурцев, создатель промобота, сегодня в топе 30 европейских бизнесменов младше 30 лет по версии журнала Forbes. Начинал он ещё в университете - со снегоуборщика с дистанционным управлением. Олега заметили на международной конференции и предложили доработать идею. Так появился промобот. Его уже можно встретить в некоторых магазинах Перми. Например, в цветочном отделе он подсказывает, где искать розы, а где - флоксы. К нему можно поднести товар, и он сканирует цену. И что самое главное - никогда не хамит! Китайцы и британцы собираются поставить сотни таких роботов в банках. И значительно сэкономят, потому что робота можно запрограммировать на ответы на нескольких языках. А представьте, сколько бы стоил человек со зананием даже трёх языков!
Полгода на идею
Медики Новосибирска изобрели велосипед. И всем от этого только лучше.
«Только за последние два года мы разработали, провели испытания и получили госрегистрацию 8 новых медизделий, - рассказала Екатерина Мамонова, генеральный директор АО «Инновационный медико-технологический центр». - Почему так быстро? Мы с самого начала интегрируем в этот процесс врачей, они видят продукт и берут его в практику».
Например, велотренажёр «Ангел-Соло». В нём предусмотрели все необходимые элементы фиксации людей с расстройствами моторики и координации. Его можно использовать и как средство передвижения на улице, и для восстановительной физкультуры в лечебных учреждениях или дома.
Он буквально поднял с коляски десятки детей и дал снова почувствовать радость движения инвалидам.