73 млн просмотров – такой цифрой ошеломил страну просветительский марафон «Новое знание», проведённый в мае этого года. Его лекторами стали самые яркие представители российской науки, культуры и госуправления. Марафон был организован Российским обществом «Знание», о котором самые преданные читатели «АиФ» помнят с конца 1970-х: тогда наша газета начала выходить как его информационный бюллетень.
На что есть запрос?
Дмитрий Писаренко, «АиФ»: Максим, мы живём в такое время, когда любая информация доступна в несколько кликов. Чем объяснить, что молодёжь с искренним интересом слушает лекции, как было на марафоне «Новое знание»?
Максим Древаль: Мы приложили массу усилий, чтобы заинтересовать молодых людей. Мы сделали «Вау!», чтобы они пришли на нашу площадку, погрузились, поняли, что это интересно, - и остались. Мы поняли, что это возможно - завлечь их таким форматом. Не короткими развлекательными роликами на Ютубе или в Инстаграме, а содержательными лекциями продолжительностью в полчаса, час и даже больше. То, что наша молодёжь готова и заинтересована потреблять такую информацию, стало для нас приятной неожиданностью и сломом стереотипов.
Действительно, сейчас почти любая информация доступна. Но когда её очень много, это всё равно, что её нет совсем. Потому что сориентироваться в ней, найти что-то по-настоящему ценное очень сложно. В этом и состоит наша задача – дать ребятам достоверный поток информации, увлечь их просвещением, сделать это трендом - крутым и модным.
- Вас самого удивил этот показатель - 73 млн просмотров?
- Удивил. Мы в самых смелых ожиданиях ориентировались на 5-10 млн. Причин несколько. Думаю, первая в том, что спрос на содержательную информацию постоянно растёт. Я наблюдаю этот рост год от года. Мир меняется очень быстро, появляются новые профессии, а значит, необходимы новые знания и навыки. Мы проводили исследование среди старшеклассников и студентов от 16 до 25 лет. Запрос на интеллектуальный контент сейчас колоссальный: современное поколение большое внимание уделяет саморазвитию. Половина опрошенных используют новые знания для развития эрудиции, две трети смотрят познавательный контент даже во время отдыха. Самый большой запрос – на темы, связанные с карьерой и профориентированием.
Вторая причина – удобный формат. В пандемию даже те люди, которые с недоверием относились к онлайн-формату, поняли, что в определённых случаях он незаменим. Наконец, третья и, пожалуй, главная причина – уровень приглашённых нами лекторов. Мы по каждой теме позвали первых лиц, которые являются экспертами в своей теме и первоисточниками информации.
Откуда берутся мифы?
- Выступления Илона Маска и Стива Возняка действительно произвели фурор. Но вы ведь сами себе задали высокую планку: невозможно будет всегда поддерживать такой уровень лекторов, а марафоны, похоже, станут ежегодными?
- Привлечение самых выдающихся людей мы хотим сделать базовым принципом общества «Знание», нашей фишкой. Надо понимать, что первые лица – это не обязательно популярные и всем известные люди. Это не всегда президенты корпораций. Возьмём, допустим, токарное дело. В нём ведь тоже найдётся главный мастер, первое лицо, хотя по популярности ему далеко до Илона Маска. Таких людей очень много, и мы их будем приглашать.
А лидеров общественного мнения и не должно быть много. Но их вполне достаточно, чтобы мотивировать людей, заряжать их на активную позицию, заставлять двигаться дальше, развиваться. Тут уже важно не количество, а качество.
Что касается периодичности марафонов «Новое знание». Большие марафоны мы будем проводить минимум два раза в год. Ближайший пройдёт уже осенью, и, уверен, он будет круче первого.
- Неужели позовёте Билла Гейтса? Кстати, было бы актуально: он стал едва ли не символом этой пандемии. Многих волнует, не он ли запустил коронавирус, не стоит ли за всем этим угроза массового чипирования?
- Борьба с мифами – одна из наших задач. Почему они возникают? Потому что люди не могут найти достоверную информацию на какую-то важную тему. В данном случае – на тему вакцинации. Здесь столько путаницы и заблуждений! Люди не понимают, как работают вакцины, и им проще поверить, что их собираются чипировать или облучить вышками 5G. Этим людям просто не объяснили, что да как.
Мы как раз запустили просветительскую кампанию «Разберёмся в вакцинах вместе». Проводим трансляции с выдающимися людьми из профессиональной среды, они отвечают на вопросы зрителей. Это, например, министр здравоохранения Михаил Мурашко, руководитель Роспотребнадзора Анна Попова, главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко и другие. Наши зрители и подписчики в соцсетях присылают множество вопросов самого разного характера и получают ответы от самых компетентных спикеров в режиме реального времени.
Как стать лектором?
- Почему вообще возникла потребность в перезапуске общества «Знание»?
- Она была и раньше и, как мне кажется, только нарастала. Как я уже сказал, мир меняется очень быстро, общество трансформируется, плюс случилась пандемия. Всё это подстёгивает запрос на информацию, просвещение. Руководство страны это понимает.
Общество «Знание» - старейшая просветительская организация, оно было основано в 1947 г. В соответствии с указом президента в 2015 г. общество было воссоздано, а в апреле этого года Владимир Путин в послании Федеральному Собранию указал на необходимость его перезагрузки на современной цифровой платформе. Общество, хоть и существовало, свою функцию в той мере, в какой хотелось бы, давно не выполняло.
- А в какой хотелось бы? Какие форматы просветительской работы планируются? Будут ли читаться «живые» лекции, как это было во времена СССР?
- Они уже читаются. Прямо сейчас, когда мы разговариваем, в разных уголках страны читается несколько лекций от общества «Знание» - полагаю, около десяти. Я вам больше скажу: любая наша лекция читается с «живой» аудиторией, даже если она транслируется онлайн. Мы зовём на эту встречу ребят, которым тема интересна.
У нас есть проект «Умные недели». В его рамках известные эксперты, учёные, государственные и общественные деятели, предприниматели, спортсмены, а также представители сфер культуры и искусства проводят в регионах встречи со студентами. Темы самые разные: история, наука, современные технологии, архитектура, искусство, спорт, лидерство, информационная безопасность, предпринимательство. До конца лета мы планируем провести лекции во всех регионах России.
- Кстати, о лекторах. Сколько их нужно? И как стать одним из них?
- Мы подсчитали, что уже в ближайший год нам нужно более 10 тыс. лекторов. Это огромное число. Это должны быть эксперты - например, сотрудники университетов, представители бизнеса и разных профессий, которым аудитория доверяет, иначе информация не будет для неё ценной.
Поэтому мы запускаем проект «Лига лекторов», его цель - находить по всей стране молодых просветителей. По сути, это будет многоэтапная система отбора. Кто бы вы ни были, если у вас есть знания и вы хотите ими делиться, можете принять участие. Мы дадим вам возможность выступить, дадим площадку, аудиторию, и эта аудитория потом будет оценивать ваше выступление. Лучшие пройдут в следующий этап, они будут получать всё больше возможностей, мы будем их развивать, в том числе учить навыкам коммуникации, ораторскому мастерству, умению интересно «упаковывать» информацию, устраивать презентации, снимать фильмы и т.д.
В конце года мы проведём премию «Новое знание». Победители получат гранты и новые возможности для учёбы, развития, путешествий.
Кто популярней – блогер или учёный?
- Вы делаете ставку на подростков и молодёжь, но перед вами стоит немыслимая по сложности задача – оторвать их от Тик-Тока и Ютуба. Как это сделать?
- Мы понимаем, что имеем дело с очень требовательной аудиторией, которую непросто заинтересовать. Каждый раз мы должны удивлять её, перевыполнять её ожидания, иначе мы не выдержим конкуренцию с Ютубом, Тик-Током, Инстаграмом и прочими социальными сетями, развлекательными сервисами и многочисленными блогерами. Для нас это такой челлендж. Пока удерживать внимание удаётся.
С другой стороны, все эти ресурсы и корпорации, которые за ними стоят, тоже заинтересованы в том, чтобы завладеть вниманием потребителя. Они пытаются увлечь его самым простым, примитивным форматом. Это всё понятно, и вытащить молодого человека из такого формата – задача очень сложная. Но сейчас наметился тренд: многие наигрались в это, они понимают, что им нужно самим формировать своё будущее, а не доверять сделать это другим, не позволять вести себя за ручку. Таких молодых людей всё больше, и это даёт надежду.
Мне кажется, ещё важно информировать ребят о том, что действительно у нас в стране происходит - например, в науке. Многие этого просто не знают.
- Как не знают и имён молодых учёных. Если раньше образ исследователя был в центре общественного внимания, то теперь его место занял блогер. Одного из них даже на ПМЭФ приглашали - выступить перед публикой.
- На Питерском форуме были и молодые учёные. Но, конечно, престиж профессии надо повышать, научную деятельность - популяризировать. Мы, собственно, этим и занимаемся. В нашем марафоне, например, принимали участие физик Алексей Фёдоров, химик Артём Оганов, биолог Анна Кудрявцева. Всё это молодые исследователи, уже добившиеся признания. Алексей Фёдоров, создатель «квантового блокчейна» - безумно талантливый и очень классный. На него смотришь и понимаешь: как же круто быть учёным, реально!
На самом деле мы сейчас заходим на новый этап технологического рывка. Опросы показывают, что отношение к науке у молодёжи меняется. Это та сфера, где им хочется развиваться. А пандемия привела к тому, что вырос престиж профессии врача - многие дети теперь собираются идти работать в медицину.
Уверен, в ближайшем будущем образ учёного потеснит из общественного сознания образ блогера. Интеллектуальная деятельность снова будет в приоритете.