Теперь нас 8 миллиардов. Хватит ли человечеству ресурсов в будущем?

15 ноября численность населения Земли достигла 8 миллиардов. Об этом сообщила ООН. Что же будет дальше и хватит ли у планеты ресурсов для жизнеобеспечения стремительно растущего человечества?

   
   

Парадоксы цивилизации

В конце XVIII века англичанин Томас Мальтус издал труд «Опыт о законе народонаселения». Суть его концепции была в том, что численность населения растёт более быстрыми темпами, чем производство продуктов питания. Ограниченность ресурсов порождает бедность, голод и социальные катаклизмы — войны, геноцид и пр. Эти катаклизмы, усиленные эпидемиями, выступают своего рода регуляторами численности населения. 

В 1972 году Римский клуб (аналитический центр, привлекающий внимание к различным международным проблемам) обнародовал доклад «Пределы роста». В нём было сказано, что численность цивилизации вырастет до 10-12 миллиардов человек, а затем (из-за голода и войн) сократится аж до 1-3 миллиардов. То есть идеи Томаса Мальтуса были подтверждены. Члены Римского клуба считали, что экосистемы и ресурсы планеты не смогут стабильно поддерживать существование человеческой популяции.

Но реальность опровергла их доводы. Население мира удвоилось за последние 50 лет и достигло 8 миллиардов, но доля тех, кто страдает от нехватки продовольствия, снизилась с 15% в 2000 году до примерно 11% сегодня. Да, неприемлемо большое количество людей — 820 миллионов человек — по-прежнему испытывает недостаток в еде, но это происходит не потому, что её нет в наличии. Проблема не в том, как произвести продовольствие, а в том, как доставить его голодающим. Коренной причиной голода и недоедания является нищета, часто усугубляемая конфликтами, которые перекрывают доступ к пищевым ресурсам. 

Тем не менее человечеству в целом голод не грозит. Более того, потребление калорий с каждым десятилетием возрастает. Если в 1961 году человек в среднем получал 2192 килокалории в сутки, то в 2018-м этот показатель поднялся до 2928 килокалорий. Примечательно, что за то время, как население мира увеличилось более чем в два раза, производство продуктов питания увеличилось более чем в три(!) раза. Выходит, Мальтус был не прав? Есть ещё один парадокс: при столь стремительном росте пищевых ресурсов использование сельскохозяйственных земель выросло менее чем на 15%. Почему?

Скажем спасибо науке

«Мы видим, что за последние десятилетия развитие цивилизации идёт не по Мальтусу, а ровно наоборот, — говорит ведущий научный сотрудник Международной лаборатории демографии и человеческого капитала РАНХиГС, доктор исторических наук Андрей Коротаев. — По Мальтусу, численность населения должна расти в геометрической прогрессии, а производство средств существования — в арифметической. В реальности всё получается наоборот. Скажем, накануне пандемии прирост населения Земли был 80 миллионов в год. Но и 50 лет назад он был точно таким же! Никакого ускорения темпов роста нет, это не геометрическая, а арифметическая прогрессия. А вот обеспечение человечества пищевыми ресурсами идёт в геометрической прогрессии, по экспоненте. Тенденция такова, что каждый год на одного человека производится всё больше еды. 

Причины — достижения науки, зелёная революция, селекция семян. С каждым годом семена становятся всё продуктивнее, дают всё больше урожаев. Применяются всё более качественные удобрения, улучшаются средства и методы защиты растений. Это позволяет производить больше продукции с использованием того же количества земли и воды. Поэтому площади пахотных земель растут очень медленно. И пока не виден потолок: за счёт селекции можно выводить всё более продуктивные сорта той же пшеницы, постоянно увеличивая урожаи.

   
   

В рыболовстве и животноводстве тоже внедрены новые технологии, что позволило увеличить мировое производство рыбы и мяса». 

Более 2 миллиардов не имеют доступ к воде

Итак, современное человечество питается в целом лучше, чем когда-либо за свою историю. То есть глобально проблемы нехватки ресурсов перед ним не стоит. Тем не менее она стоит перед жителями некоторых регионов Земли, причём настолько остро, что по последствиям вполне может стать глобальной. Из стран, где не хватает продовольствия и воды, огромные потоки людей, пересекая границы, устремятся в более благополучные условия. Собственно, это и так происходит на протяжении последних десятилетий, и Европа давно привыкла к наплыву мигрантов, но процесс может принять лавинообразный характер, так что не что стоит удивляться, если через какой-то десяток лет количество «понаехавших» в Старом Свете превысит численность местного населения. 

Помимо пищи, людям требуется не менее важный жизненный ресурс — питьевая вода, а вот с ней дела обстоят не так хорошо. По данным ООН, более 2 миллиардов человек из теперь уже 8-миллиардного населения Земли ощущают нехватку или совсем не имеют доступа к запасам чистой воды. Ранее организация ставила цель обеспечить всё человечество чистой водой и приемлемым уровнем санитарии к 2030 году. Теперь об этом можно забыть. Как следует из отчёта ООН ещё 2018 года, к середине XXI века половина населения планеты не будет иметь доступа к чистой воде.

Андрей Коротаев объясняет на конкретном примере, что такое региональный конфликт вокруг водных ресурсов и как он связан с ростом численности населения: «В Африке южнее Сахары в принципе не хватает питьевой воды. Между тем демографический взрыв там продолжается (во всём остальном мире он прекратился, наоборот, идёт снижение, а прирост численности населения Земли даёт именно тропическая Африка), и сильнее всего его последствия видны в Эфиопии. Скоро она сравнится по численности населения с Россией, а в будущем в два раза его превзойдёт — это легко прогнозируется. 

На территории Эфиопии находятся верховья Нила. Представьте, если у них будет населения в два раза больше, чем в России, и всем этим людям нужна вода, то что достанется Египту? Неудивительно, что он уже сейчас бьёт тревогу — например, египтяне недовольны, что эфиопы строят у себя плотину. И совершенно непонятно, что в этой ситуации делать. Власти Эфиопии можно понять (они думают о своём будущем), но и власти Египта можно понять. Если им не будет хватать речной воды, у них снизится урожайность сельхозкультур, упадут темпы производства продовольствия. Сейчас с ним проблем нет, но в будущем они наверняка возникнут. И эта ситуация в северо-восточной Африке будет только ухудшаться». 

Согласно прогнозам ООН, 9-миллиардный человек родится в 2037 году, а следующий, 10-миллиардный — в конце 2050-х. И это будет максимум, поскольку 11-й миллиард в прогнозах уже не фигурирует. Демографы считают, что после этого численность населения Земли начнёт снижаться. Только причина не в нехватке ресурсов, не в войнах и эпидемиях, а в том, что падает рождаемость — люди добровольно ограничивают себя в количестве детей. Причём это связано не с ухудшением уровня жизни, как всегда бывало в прежние века, а ровно наоборот — с его улучшением.

А продовольствия, которое сейчас производится в мире, хватит на то, чтобы прокормить 15 миллиардов человек. И уж тем более его хватит на те 10,5 миллиарда, которые прогнозируют эксперты ООН на максимуме численности населения. Тут проблема, как уже было сказано, в другом: как доставить его тем, кто в нём нуждается.