Завершается ещё один год технологической трансформации. Каким он был для России? На какое место в новом «цифровом» мире мы можем претендовать?
«Рынки, на которые мы собирались выходить, были уже заняты, и, как правило, американцами, – пояснил он. – Трудно соревноваться с людьми, у которых есть бесконечное количество денег. В связи с этим мы начали анализировать, почему проваливаемся. За последние 2 года секретным рецептом успеха России стала глубокая наука, которая не позволяет конкурентам делать продукты с сопоставимыми характеристиками».
Песков пояснил, что российские технологические чемпионы в своей работе опираются на профильные научные институты. Кстати, недавно прошедший научно-технологический конгресс «Направления национального технологического прорыва 2030. Форсайт столетия» был организован в содружестве, с одной стороны, АСИ и Платформой НТИ как центра создания новых направлений развития, с другой – РАН как центра фундаментальных исследований.
Взятый курс себя оправдывает. Песков упомянул о проектах – победителях премии «Технологический прорыв» 2020 г., которые в этом году удалось реализовать. Это электромобиль «Кама-1», отечественная станция 5G, водородная заправка и др.
Технологии искусственного интеллекта спецпредставитель президента также не оставил без внимания. В этом году наши технологичные компании взялись за создание помощников учителей и врачей, рассказал он. Первые будут помогать в проверке домашних заданий у школьников, освобождая педагогов от некоторых рутинных процессов. Вторые – выдавать материалы после анализа истории болезни пациента и результатов исследований для итогового определения диагноза врачом.
«Задача в том, чтобы научить искусственный интеллект работать на уровне людей-экспертов. Думаю, что этого мы достигнем», – заключил он.
Биотехнологии, как мы сейчас хорошо видим, тоже трансформируют жизнь. Наша страна стала первой в мире, кто выпустил и зарегистрировал вакцину от вируса, напомнил Песков. Недоверие части россиян к вакцинам он объяснил так: «Люди просто не привыкли, что новые лекарства так быстро вводятся в массовое пользование». Но это преодолимо, тем более что через год будет уже, возможно, не 3, а «с десяток российских вакцин разного типа, разной методики бустерного применения».