«Русский НЛО». История уникального летательного аппарата «ЭКИП»

В сборочном цехе акционерного общества «Саратовский авиационный завод» идет сборка первого летательного аппарата нового поколения «ЭКИП». © / РИА Новости

В нашем советском прошлом было немало оригинальных научных проектов, которые так и остались нереализованными. Но человеческая мечта обладает удивительной силой. Могут пройти годы и даже десятилетия, и она воплотится в готовом техническом решении — на пользу стране и людям. Правда, автор идеи (изобретатель, инженер, учёный) этого уже не увидит.

   
   

АиФ.ru рассказывает об уникальном проекте позднего СССР, который должен был стать прорывом в отечественной авиации, но не пережил безденежья 90-х. Как знать, может, и у него ещё есть шансы на возрождение.

«Летающее крыло»

В 1994 году на территории Саратовского авиационного завода проходили необычные испытания. Люди неосведомлённые вполне могли принять это действо за прибытие инопланетного корабля. Аппарат обтекаемой формы, похожий на большую выпуклую линзу, оторвался от земли, плавно проплыл над ней, взмыл в небо, потом снизился и, ещё немного попарив, приземлился.

Те, кто видели полёт аппарата «ЭКИП», говорят, что это и впрямь смотрелось фантастически. «ЭКИП» — сокращение от слов «экология» и «прогресс». Предполагалось, что в перспективе он будет летать на газовом топливе, что уменьшит вредные выбросы и снизит финансовые затраты на эксплуатацию. Разработкой аппарата занимался инженер-конструктор Лев Щукин. Это было главное детище его жизни, задуманное ещё в начале 1980-х.

Лев Щукин. Фото: РИА Новости

«ЭКИП» спроектирован по схеме «летающее крыло»: подъёмную силу создаёт вся поверхность машины, а не какая-то её часть. Крыльев в традиционном понимании у него нет — сам дисковидный фюзеляж выполняет их функции. По сути, это самолёт с чрезвычайно короткими крыльями и очень толстым фюзеляжем, внутри которого располагались и двигатели, и груз, и, разумеется, экипаж с пассажирами.

Конструктор Лев Щукин со своей командой смог реализовать несколько новаторских идей, благодаря которым удалось убрать значительную часть завихрений воздуха, избавиться от вибраций и увеличить подъёмную силу. Вихревая система управления потоками воздуха, находящаяся в кормовой части аппарата, и сама форма фюзеляжа наделяли его отличными аэродинамическими свойствами. Встречный воздух плавно и безотрывно обтекал корпус во время полёта, а его сопротивление было существенно ниже, чем у традиционных самолётов. Эта система, получившая название УПС, являлась гордостью разработчиков и была запатентована ими не только в России, но и в Европе, США и Канаде. 

«ЭКИП» имел струйно-посадочное устройство на воздушной подушке и мог взлетать и садиться на аэродромах любой категории. Впрочем, аэродромы ему не были нужны вовсе: «русский НЛО», как назвали его на Западе, был способен приземляться хоть на лужайку, хоть на грунтовую площадку, хоть на болото.

   
   
Экранолёт — летающее крыло на воздушной подушке «ЭКИП». Фото: Commons.wikimedia.org

Деньги так и не поступили

Изобретение Льва Щукина относилось к классу экранолётов. Такой аппарат может летать и как экраноплан (близко к поверхности земли или воды за счёт экранного эффекта), и как самолёт (на большой высоте). Подниматься он мог до 11 тысяч метров, а его крейсерская скорость достигала 610 километров в час.

Согласно расчётам, дальность полёта «ЭКИП» составляла до 6 тысяч километров. Аппарат был способен перевозить тяжёлые крупногабаритные грузы (100 и более тонн) или большое количество пассажиров (более тысячи человек) на дальние расстояния. Если учесть, что экранолёту не нужны аэродромы, становится понятно, что он был бы незаменим во множестве ситуаций — при спасении людей на воде и в труднодоступных местах, тушении лесных пожаров, проведении разведки и патрулирования. А уж для жителей Крайнего Севера он точно стал бы любимым транспортным средством. При этом аппарат был очень устойчив в воздухе и даже при выходе из строя всех маршевых двигателей мог совершить безаварийную посадку всего на одном вспомогательном (минимально их ставилось 4 штуки) на неподготовленную грунтовую площадку и даже на воду.

Первые образцы «ЭКИП» начали изготавливать в 1992 году, а в 1994-м провели испытания модели. Всего на Саратовском авиационном заводе было сделано два беспилотных аппарата. Лётные качества разработчиков порадовали, потенциал был очевиден. Правительство приняло решение о финансировании проекта, губернатор Саратовской области Аяцков предлагал начать серийное производство. Свой интерес проявляли министерство обороны (оно выступало головным заказчиком) и министерство лесного хозяйства. Применять инновационный летательный аппарат планировали для самых разных задач, поэтому разработали несколько модификаций — и беспилотную, и для пассажирских перевозок, и для патрулирования лесов. Были предложены также варианты для нужд армии — десантная и боевая.

Не стоит лишний раз напоминать, какие времена переживали в 90-е годы предприятия, работающие на оборонку. Несмотря на то, что разработка аппарата «ЭКИП» была включена отдельной строкой в бюджет страны, деньги так и не поступили. Конструктор Щукин пытался найти средства на него самостоятельно, но в 2001 году он умер от сердечного приступа. Проект был заморожен.

Руководство Саратовского авиационного завода пыталось искать инвесторов за рубежом. Были проведены переговоры в США, директор даже выступил на военно-морской базе с докладом. Американцы предлагали построить завод по производству «русского НЛО» у них — предполагаемый рынок экранолётов они оценивали в 2-3 миллиарда долларов. Но финансировать производство в России они отказались.

С 2003 года все работы по проекту «ЭКИП» в Саратове были остановлены. Сам авиазавод вскоре оказался на грани банкротства, а в 2011 году прекратил своё существование. А модель уникального летательного аппарата сейчас можно увидеть в Военно-техническом музее в подмосковной Черноголовке. По мнению специалистов, эта машина опередила развитие авиации на два десятка лет. Возможно, у неё ещё всё впереди.