18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Космическая прогулка продлилась в общей сложности 23 минуты 41 секунду, за которые Леонов удалился от корабля более чем на пять метров.
Вопреки инструкциям
Первый выход в космос пришлось готовить в сложных условиях: советским конструкторам надо было не только сконструировать аппарат меньших габаритов, но и опередить американцев, которые работали над аналогичным проектом. Техническую документацию разработали в рекордные сроки, и Леонов вышел в открытый космос на три месяца раньше астронавта НАСА Эдварда Уайта.
Во время полёта не обошлось без сложностей. Скафандр «Беркут», созданный для Леонова, был рассчитан на 30 минут пребывания в открытом пространстве. Из-за разности давлений снаряжение раздувалось и затрудняло движения космонавта, хотя проблем с подачей воздуха не возникало. Кроме того, конструкторы не до конца проработали процесс возвращения Леонова на корабль. Тренировка в барокамере при вакууме прошла успешно, однако точно смоделировать условия нахождения в космосе в те времена было невозможно, и во время первого выхода ступни ног космонавта оказались ниже крайнего обреза люка. Без опоры Леонов не мог согнуть ноги в скафандре и подняться на борт. Чтобы вернуться на «Восход-2», ему пришлось нарушить инструкцию: залезть в люк корабля головой вперёд и разворачиваться уже внутри, чтобы закрыть выходные люки.
«Взявшись за леера*, я протиснул себя вперёд. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль всё равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объёма кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза — 1 метр, ширина скафандра в плечах — 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошёл до 190», — вспоминал после полёта Леонов.
После того, как космонавт оказался в отсеке, он вновь нарушил инструкции — открыл шлем, чтобы стереть пот с лица, не проверив герметичность и не закрыв за собой люк.
«Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удаётся, как будто на голову кто-то льёт», — рассказывал о внештатной ситуации дважды Герой Советского Союза, когда вернулся на землю.
Были и другие недоработки в конструкции снаряжения, которые в будущем помогли избежать многих ошибок при создании скафандров нового поколения. Специально для выхода в космос был разработан светофильтр — специальный экран, защищающий от солнечного света. Сейчас таким оснащён каждый скафандр. Светопоглощающий элемент устанавливают на внешней стороне шлема из-за того, что защитный экран сильно нагревается. Скафандр Леонова был оснащён маленьким внутренним светофильтром самолётного типа, покрытым тонким слоем серебра. Советские конструкторы допустили ошибку и установили его внутри шлема, из-за чего Леонов ощутил очень интенсивное нагревание нижней части лица. В частности, из-за этого Герой СССР так сильно обливался потом.
Задача — перегнать!
Первый выход человека в космос состоялся всего спустя четыре года после того, как в 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, отправившимся в космос. Его полёт длился всего 108 минут, за которые корабль совершил только один оборот вокруг Земли. Чтобы получить возможность исследовать космос и стать первыми в освоении открытого пространства, длительность полёта необходимо было увеличить, а значит — усовершенствовать технику.
Разрабатывались космические аппараты в опытно-конструкторском бюро-1 (ОКБ). Первым ракетам-носителям «Восток» и «Восток-2» не хватало мощности, чтобы вывести новые аппараты на рабочие орбиты. Поэтому специалисты создали аппарат «Восход». Трёхступенчатый носитель стал первой полностью самостоятельной разработкой Куйбышевского филиала ОКБ-1. И послужил основой при подготовке чертежей одного из самых надёжных космических семейств ракет-носителей — «Союз».
ОКБ, где были созданы легендарные космические корабли, работает в Самаре до сих пор, только под новым названием — АО «РКЦ "Прогресс"». Летом прошлого года Алексей Леонов посетил цех окончательной сборки и испытаний ракет-носителей «Союз». Космонавт до сих пор с большой теплотой и уважением относится к людям, которые работают на заводе.
«Помимо того, что я летал на самарских ракетах, я всегда провожал моих товарищей — на протяжении 30 лет! И всегда видел надёжность этой техники. Для меня "семёрка" (первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 конструкции Королёва — прим. ред.) — это самая рабочая машина — она выглядит красиво, она изящна. Это игла, это молния!» — сказал Леонов во время своего визита.
За время работы РКЦ было создано около 2000 тысяч ракет. Последнюю модификацию этой модели — носитель «Союз-2.1а» — недавно успешно запустили с космодрома «Плесецк» в Архангельской области. Космонавт уверен: в Самаре создаются самые передовые ракеты, у которых большие перспективы в отрасли.
«Здесь (в РКЦ «Прогресс» — прим. ред.) есть люди, которые делают самую современную технику, которая работает на сегодняшний день надёжно и имеет большие-большие перспективы», — резюмировал Леонов во время визита.
Леер* — туго натянутый трос, оба конца которого закреплены на судовых конструкциях (стойках, мачтах, надстройках и т. п.).