Профпригоден. Как вычислить идеального военного по чертам характера

Vadim Savitsky / www.globallookpress.com

Влияние особенностей личности будущих военных специалистов на становление профессиональной ответственности выявили исследователи из Ярославского высшего военного училища. Выяснилось, что наиболее ответственные молодые военнослужащие имеют высокий уровень энергичности, уравновешенного отношения к происходящему и открыты новому опыту.

   
   

Пять столпов личности

Выполнение задач военно-профессиональной деятельности требует особых качеств личности специалиста. По мнению специалистов, вклад в становление профессиональной ответственности будущих военных могут вносить черты «Пятифакторной модели личности». Это довольно часто используемая модель личности, отражающая восприятие людей друг другом.

Всего факторов пять: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие, добросовестность.

Экстраверсия показывает общую тенденцию общительности, напористости, энергичности и оптимистичности в противоположность тенденции сдержанности, неторопливости и склонности к уединению. Шкала нейротизма выявляет степень уравновешенного отношения к своей профессиональной деятельности, характеризует эмоциональную возбудимость и тревожность в противоположность эмоциональной стабильности и спокойствию. Согласие характеризует дружелюбность и корпоративность в противоположность холодности и склонности ориентироваться на свое мнение. Добросовестность предполагает пунктуальность, умение контролировать свое поведение в сложных ситуациях в противоположность ситуативности и непоследовательности. Открытость опыту способствует восприятию новых идей и использованию инновационных подходов в деятельности либо использованию устоявшихся способов деятельности, проявлению традиционности в своих взглядах.

Идеальный военнослужащий

Ученые поставили целью выявить связи отдельных личностных черт с ответственностью будущего военного специалиста. Для этого было проведено эмпирическое исследование в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны, участие в нём приняли 90 курсантов второго курса разных факультетов.

Результаты получились следующие: более экстравертированная личность при выполнении ответственных дел проявляет продуктивность, самоотверженность и усердие, а более открытая личность чаще проявляет свою ответственность в завершении дел, связанных с развитием личностных качеств.

Наличие отрицательной корреляции между открытостью опыту и осмысленностью указывает на противоречие между приобретением новых знаний о будущей профессиональной деятельности и представлением курсантов о сущности и качестве ответственности. Суть этого противоречия состоит в том, что по мере накопления профессионального и жизненного опыта будущими военными специалистами возникают ситуации неопределённости, обусловленные дефицитом, противоречивостью и избыточностью информации. Важную роль в разрешении указанного противоречия играет добросовестность, для которой свойственны организованность, пунктуальность, настойчивость, усердие, но значимых корреляций этой личностной черты и компонентов содержательного блока ответственности не выявлено. Однако проявление добросовестности в условиях неопределенности и позитивный опыт преодоления проблем повышают устойчивость к трудным ситуациям.

   
   

Нейротизм отрицательно связан с социоцентричностью, т. е. более нейротичные обучающиеся в меньшей степени стремятся к проявлению ответственности для достижения общественно значимых целей в образовательной и служебной сферах. Также для этой личностной черты получена отрицательная корреляция с предметностью. Следовательно, проявление у будущих офицеров выраженной пассивности, отрицательных эмоций, тревоги, апатии приводит к низким результатам при выполнении ответственных социально значимых дел, низкая самооценка и высокая тревожность ощущаются ими при проявлении ответственности.

Согласие имеет отрицательные связи с социоцентричностью и субъектностью. Иными словами, у будущих военных специалистов, более склонных к сотрудничеству и кооперации, отсутствует социально значимая мотивация к проявлению ответственности в решении коллективных проблем, так как для них является важным выполнение ответственных дел, результаты которых обусловлены личностным благополучием, развитием различных сторон и качеств личности.

Проведенный анализ показал, что прежде всего результативный компонент ответственности связан с экстраверсией, нейротизмом, открытостью опыту.