125 лет назад, 12 марта 1896 года, на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге была передана первая в мире радиограмма. Опыт продемонстрировал физик и электротехник Александр Попов. Мы считаем его изобретателем радио и беспроводного телеграфа, хотя в западных странах создателем первой такой системы признают итальянца Гульельмо Маркони.
АиФ.ru перечисляет лишь несколько изобретений, на приоритет которых могли бы претендовать Россия или Советский Союз.
Радиоприёмник
После того, как 7 мая 1895 г. (мы отмечаем эту дату как День радио) Александр Попов впервые представил свой прибор, предназначенный «для показывания быстрых колебаний в атмосферном электричестве», он его усовершенствовал. Изначально устройство под названием «грозоотметчик» создавалось для учебной демонстрации свойств электромагнитных волн, но проведя его модернизацию, Попов смог осуществить первый в мире сеанс передачи радиосигнала.
Изобретатель продолжил эксперименты. Так, через год он установил возможность радиолокации при помощи беспроволочного телеграфа. Но при этом совершенно не думал о получении патента. Зато этим озаботился итальянский радиотехник Гульельмо Маркони — он ставил опыты с прибором беспроводной связи, похожим на грозоотметчик Александра Попова. В июне 1896 г. Маркони подал заявку на получение патента Великобритании с формулировкой «Усовершенствования в передаче электрических импульсов и сигналов и в аппаратуре для этого», через год с небольшим получил его и тут же поставил изобретение на коммерческую основу. Он создал акционерное общество «Маркони К°», куда пригласил многих учёных и инженеров.
Шагающий робот
В это трудно поверить, но Россию можно считать родиной шагающих роботов. Прототип такой машины впервые был создан математиком и механиком Пафнутием Чебышёвым в 1860 г.
Пафнутий Львович был профессором Санкт-Петербургского университета и значительную часть жалования тратил на изготовление придуманных им механизмов. Была среди них и «стопоходящая машина», которая имитировала движение животного при ходьбе. Чебышёв, наблюдая за проезжавшими мимо каретами, понял, как можно воспроизвести траекторию движения лошадиных ног, сделав его крайне рациональным. Как ни странно, до него никто не пытался приспособить естественные походки людей и животных к работе механизмов.
Русский математик смог преобразовать вращательное движение по окружности в поступательное, приближенное к прямолинейному. Для этого он придумал «лямбда механизм», получивший название из-за схожести с греческой буквой «лямбда» (λ).
Модель своей «стопоходящей машины» Пафнутий Чебышёв представил на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Там она пользовалась большим успехом и получила одобрение иностранных инженеров. Это был первый в мире шагающий механизм. Он показал, что колесу можно найти замену, ведь сколь бы ни было совершенно это изобретение человечества, на сильно пересечённой местности оно бесполезно.
Лампа накаливания
Этот пример считается таким же хрестоматийным, как и история с изобретением радио. Лампочки накаливания в том или ином виде были известны с 1840-х гг., и патенты на них имели многие изобретатели в разных странах мира. Был среди них и член Русского технического общества Александр Лодыгин. Ему принадлежал патент на лампу, где в качестве нити накала использовался угольный стержень в герметично запаянном сосуде. Устройство имело большой срок службы, что выгодно отличало его от аналогов. Кроме того, Лодыгин в 1870-е первым установил в лампу вольфрамовую нить, закрученную в форме спирали. Это в разы увеличило и срок её службы, и яркость.
Тем не менее во всём мире это осветительное устройство известно как «лампочка Эдисона». Именно американец Томас Эдисон смог наладить его коммерческое производство, для чего выкупил патенты у многих изобретателей, включая Лодыгина. Кроме того, он усовершенствовал лампу накаливания, придав ей хорошо знакомую нам форму и снабдив винтовым цоколем с патроном.
Таким образом, изобретение электрической лампочки не является результатом труда одного учёного. Но именно вклад Александра Лодыгина был самым существенным.
Автоматический радиотелефон
4 ноября 1957 г. советский радиоинженер Леонид Куприянович получил патент № 115494 на «Устройство вызова и коммутации каналов радиотелефонной связи». Проще говоря, это был мобильный телефон.
Устройство ЛК-1 весило 3 килограмма, однако уже через год изобретатель изготовил опытный образец массой 500 грамм, а в 1961 г. сделал гаждет, который весил ...70 грамм! Куприянович называл его радиофоном и утверждал, что на обслуживание мобильной связью такого города, как Москва, понадобится всего 10 автоматических телефонных радиостанций. Он был настроен очень оптимистично и предсказывал, что вскоре «сотами» полноценной телефонной связи будут покрыты большие территории.
Об изобретении советского инженера писали журналы «Наука и жизнь», «Юный техник» и «За рулём». В киножурнале «Наука и техника» 1959 г. Куприяновичу и его детищу посвятили отдельный сюжет. Его герой разговаривает по радиотелефону, сидя в движущемся автомобиле, а также в поле и на берегу реки.
Леонид Куприянович был сотрудником закрытого НИИ и занимался своими разработками «для души». В конце концов стало понятно, что на широкое внедрение сотовой связи в СССР рассчитывать не приходится. Во-первых, в стране действовал запрет на частное использование раций, во-вторых, такой вид связи выглядел слишком демократичным, и государство не хотело его поддерживать.
Зато партийная номенклатура заказала разработку системы радиотелефонной УКВ-связи для себя. Над ней трудились несколько институтов и предприятий. Созданная ими система «Алтай-1» размещалась в служебном автомобиле, что позволяло чиновникам быть всегда «на проводе».
Гибридный автомобиль
Первый отечественный электромобиль был создан инженером Ипполитом Романовым в 1899 г. в Санкт-Петербурге. Машину, предназначенную для перевозки двух человек, называли «кукушка». Половина её массы приходилась на аккумулятор (370 кг), заряда которого хватало на 60 км пути.
В Советском Союзе первый электромобиль построили в 1935 г., а после войны по этой тематике работало множество организаций. На Международном симпозиуме по электромобилям в 1978 г. в Филадельфии советская делегация представила проект машины, работавшей на переменном токе. Тогда это была сенсация: все делали электродвигателями на постоянном токе. Но время показало, что это было верное решение.
Так СССР в этой области исследований оказался впереди планеты всей. А на Международной выставке Электро-73 наши инженеры продемонстрировали экспериментальный гибридный автомобиль.Он работал как на бензине, так и от электростанции на борту. По задумке разработчиков, переходить на электротягу водитель должен в черте города, чтобы не шуметь и не загрязнять воздух выхлопами.
Невзирая на хорошие отзывы зарубежных экспертов, в СССР разработку признали бесперспективной.