О технологическом рывке, который необходим нашей стране, говорится много. Президент объявил Десятилетие науки и технологий. Но стремятся ли нынешние молодые люди стать учёными, исследователями, инженерами? Каким им представляется современный учёный? И какая наука им интересна?
Эти вопросы обсуждали участники паблик-тока «АиФ» из серии PRO-тренды, который завершил работу нашего стенда на Петербургском международном экономическом форуме.
Престиж профессии и образ учёного
Константин Абрамов, генеральный директор ВЦИОМ:
— Мы провели репрезентативное исследование, опросив 1 600 жителей России старше 18 лет. Выясняли, как выглядят образы учёного и инженера в глазах россиян. Ну, во-первых, в их сознании учёные — это люди умные, образованные, грамотные, высокоинтеллектуальные. Из личностей, которые всплывают ассоциативно, самые популярные — это Дмитрий Менделеев и Альберт Эйнштейн.
Престиж профессии учёного действительно постепенно растёт. Всего лишь за год, с 2023-го по 2024-й, он увеличился на 10% — с 51% до 61%. При этом 39% опрошенных объясняют своё уважение к учёным тем, что это люди, благодаря которым идёт прогресс, развиваются новые технологии, за ними — будущее. 17% считают, что быть умным всегда престижно и умных должно быть больше, а учёные такие и есть.
С другой стороны, 61% — это хоть и большинство, но далеко не все. Так вот, из остальных наших граждан 34% считают, что профессия учёного либо однозначно нет, либо скорее нет, то есть для них она не престижна. У них свои аргументы, и основной — мало платят, так говорят 50%. Ещё 11% считают, что в стране мало уделяют внимания науке, учёным, нет популяризации. А 8% объяснили свою позицию тем, что труд учёного не ценится.
Теперь об инженерах. Образ инженера в сознании россиян — это опять-таки в первую очередь умный, образованный, компетентный человек. Вторая по полярности характеристика — мужчина, это считается мужской профессией. Кроме того, участники опроса сказали, что это человек, полный идей, который создаёт что-то новое, конструирует, изобретает, а также человек с чертежами, линейкой и карандашом, работающий в конструкторском бюро.
Престиж профессии инженера за год вырос с 65% до 72%. Однозначно непрестижной и скорее непрестижной считают её меньше россиян, чем в случае с учёными, — 21%. Возможно, сказалось то, что в последние годы к профессии инженера было приковано внимание государства. Начато много популяризаторских программ — и поэтому образ инженера в общественном мнении несколько лучше, чем образ учёного.
Среди участников опроса 35% считают, что это востребованная профессия, указывают на рост промышленности в стране и дефицит кадров. На 2 месте аргумент о значимости профессии: инженеры создают новые технологии или технику, способствуют развитию страны. Те же, кто не считает эту профессию престижной, чаще всего говорят, что она низкооплачиваемая (42%).
К сожалению, осведомлённость россиян о современных учёных и инженерах очень низкая: 90% из них вообще не могут назвать ни одного современного учёного и инженера. Если и называют (Григория Перельмана, Жореса Алфёрова, Станислава Дробышевского, Владимира Сурдина), это в рамках статистической погрешности не превышает обычно 1%.
Но есть ещё один оптимистичный момент. Тех, кто хочет, чтобы его дети выбрали своей профессией науку и деятельность в области разработок новых технологий, — 75%. А в каких именно профессиях они видят своих детей? На 1- м месте — программист искусственного интеллекта (20%), на 2-м — инженер-робототехник (15%), на 3-м — биоинженер (13%). Далее следуют специалист по цифровой безопасности, разработчик новых материалов, учёный физик, разработчик беспилотных систем и аналитик больших данных. Это говорит о том, что в принципе люди интересуются этими направлениями.
Вызов и выбор
Михаил Гордин, ректор МГТУ имени Баумана:
— Вообще, я не люблю слово «учёный» — мне отец говорил: «Учёными бывают собаки, а мы — научные работники». Ну, да ладно. Правильно, что мы разделяем учёных и инженеров, это действительно разная деятельность. У учёного мотивация — узнать что-то новое, сделать открытие, какое-то новое знание получить и рассказать об этом миру. А у инженера — использовать знания и создать новый продукт: устройство, сервис.
Научные достижения — это достаточно публичная история. Учёный получает деньги в виде грантов из-за известности (в узких кругах или в широких), поэтому для него важен пиар. Ему нужна известность — подавая документы на грант, нужно показывать свои публикации, регалии и так далее. Этот механизм работает через известность, через прошлые заслуги.
А инженеры деньги зарабатывают, то есть получают их за то, что сконструировали какое-то изделие, сделали разработку, которые предполагают быть коммерчески успешными. Поэтому их зарплата — это скорее инвестиции. Им нужен не пиар, а инвестор. Если ты хороший инженер, то ты делаешь хорошие изделия — и тебе верят инвесторы.
Гранты для учёных — это не инвестиции в прямом смысле. Это длинноцикловые инвестиции государства, потому что знания, которые создаются ими, будут востребованы когда-то, но пока они некоммерческие.
Однако при этом, когда мы готовим инженера, то даём ему возможность заниматься научной деятельностью тоже. Ведь сейчас современные научные открытия без сложной техники, без инженерии невозможны. В Минобрнауки есть такая программа — «Приоритет 2030», и мы стали её участниками по треку «Научное лидерство». И решили, что деньги этой программы направим именно на науку, сформулировав свои стратегические проекты ровно таким образом.
По поводу молодёжи. Я предлагаю говорить о выпускниках, а не абитуриентах, потому что фактически формирование профессионала происходит в высшем учебном заведении. Школа даёт базовое образование, хорошее часто, но всё же профессиональные компетенции человек получает уже в процессе высшего образования, ну, или среднего специального, если он в рабочие пошёл.
Наши выпускники, по-моему, очень ценят две вещи — вызов и выбор. Зарплата — это скорее средство, а не цель. Вызов, то есть сделать что-то значимое, — это для учёных абсолютно. Невозможно быть учёным, если этого нет.
Но и выбор важен. Сегодняшние 23-25-летние ребята очень не любят решений, которые их фиксируют надолго в какой-то колее. Им нужно, чтобы была возможность соскочить, переключиться на другую. Это где-то до 30-35 лет.
И поэтому, когда мы общаемся о с работодателями, мы им говорим, что эти две вещи нашим выпускникам нужно давать, показывать, продавать в каком-то смысле.
Зарплата или квартира?
Михаил Пугач, технический директор проекта «Вибат», старший научный сотрудник Центра энергетических технологий полёта Сколтеха:
— С одной стороны, я полностью согласен с тем, что и учёный, и инженер — это не просто работа, это призвание. И люди туда идут по какому-то внутреннему зову, но в то же время материальная составляющая, к сожалению, сейчас является тоже очень важной.
Мы учились вместе с ребятами, кто-то был вынужден уйти в другие сферы — в банки, айти, где сейчас и работают. Это были очень талантливые люди, они могли бы состояться как учёные, но были закрыты проекты, не было финансирования. Сегодня они состоялись уже как успешные руководители в айти-сфере, кто-то даже попал в список Форбс. Но когда я с ними общаюсь, они говорят: «Ты занимаешься наукой, это так здорово! А у нас всё так скучно». Я говорю: «Ну, хорошо, давайте, у нас в лаборатории сейчас вакансия есть». Спрашивают, какая зарплата, и отвечают, что они в 3 раза больше зарабатывают.
Зарплата научного сотрудника у нас около 100 тыс. рублей, а зарплата айти-специалиста — от 300 тыс. На самом деле, мне кажется, формула очень простая, как сделать, чтобы молодёжь шла в учёные и инженеры. В первую очередь материальное состояние у инженеров и учёных повысить до уровня айти-специалистов.
По большому счёту, это ограничение в зарплатах — то же самое, что ограничение в выборе. Нужно, чтобы у нас в государстве перевернулось мышление ценностное. Да, есть корпорации, которые сами зарабатывают деньги и готовы платить за айти-специалистов. Они на свободном рынке окупают эти затраты быстро. Но есть то же самое машиностроение, электроника — отрасли, которые у нас сегодня находятся в отставании от западного рынка. Чтобы там появились специалисты, нужны хорошие зарплаты.
А может, и необязательно зарплаты. Возможно, более разумно мечтать о том, чтобы государство просто дало квартиру молодому учёному или инженеру. Это, кстати, намного проще контролировать.
Вот, например, здесь, на форуме, Владимир Владимирович озвучил — довести внутренние затраты на исследования и разработки до 2% ВВП (а до этого такая задача уже содержалась в указе 309). То есть государство хочет потратить 2% ВВП. Это большие деньги, это примерно в 2,5 раза больше, чем сейчас. Но вот как их потратить? Один из способов — не пытаться сильно поднять зарплату, но как минимум обеспечить жильём, обеспечить качество жизни.
Увлечь наукой
Марина Мишункина, 1-й заместитель генерального директора издательского дома «АиФ»:
— У нас получился такой откровенный разговор про тренды, и я хочу поделиться личной историей. Я потомственный инженер. И моё первое образование техническое. Более того, оно с военным уклоном — связано с разработкой ракет разной дальности наведения. Мои родители всю жизнь проработали на оборонном предприятии, были изобретателями. И я 6 лет без права перемещения по миру отучилась в техническом вузе. Поэтому то, что инженерия и наука — это про выбор и вызов, я знаю не понаслышке.
Сегодня я уже представитель медиасообщества, но всё равно всеми возможными способами стараюсь внести определённый вклад в дело популяризации и продвижения науки и всего, что связано с техническими специальностями. Мы сделали уже не один большой спецпроект, связанный с популяризацией научной деятельности и имеющий целью привлечь внимание к ней молодёжи.
Героем нашего проекта «Наука — время молодых» был Алексей Осадчий. Высокий, худощавый, очень яркий парень с такими длинными дредами. И после того, как он поучаствовал в нашем проекте (не знаю, было ли это стечением обстоятельств), спустя полгода он получил премию президента нашей страны. Будучи у нас в редакции, он сказал нам спасибо за то, что рассказываем про молодых учёных.
Перед вами флаеры, которые можно взять с собой. Это приглашения на выставку «Россия — миру!». Наш новый проект, имеющий и виртуальный, и реальный формат. Мы собрали огромное количество документальных материалов и рассказали о достижениях российской и советской науки, а также о 40 наших выдающихся учёных, чьи открытия — огромный вклад в развитие цивилизации.
Глеб Фёдоров, главный продюсер АНО «Национальные приоритеты»:
— У научно-популярных изданий вопросов с аудиторией и с популяризацией нет, у учёных с узнаванием друг друга — тоже. Самая большая проблема — выйти на массовые аудитории. Есть сильное отличие от времён, допустим, Советского Союза. Оно в том, что медиа стало слишком много. И какой-то естественной мотивации вставать каждое утро и читать научпоп ни у кого нет.
Поэтому наша задача, которую мы начали решать ещё в Год науки и технологий: как сделать шаг в массовую аудиторию, у которой нет этой естественной потребности? Одного решения здесь быть не может, и поэтому для каждой целевой аудитории мы начали постепенно разрабатывать и вводить разные инструменты. Например, постарались сделать так, чтобы в каждом регионе на билбордах стали появляться лица учёных, причём в 2021 году во всех регионах страны разместили учёных молодых, которые работают именно в этом регионе.
В 2023 году, когда мы проводили новую социологию к Конгрессу молодых учёных, увидели, что в отличие от 2021 года, в десятке самых узнаваемых оказалось три молодых учёных: Алексей Фёдоров, Никита Пашнин и Артём Оганов.
Это один из инструментов выведения их на орбиту звёзд. Есть и другие. На телеканале НТВ запустили программу «Мои университеты», уже снимаем 5-й сезон.
Поскольку решение, куда поступать, согласно социологии, принимают скорее мамы и бабушки, мы ещё в 2021 году вместе с Министерством просвещения начали встраивать в программу классных часов «Разговоры о важном» уроки по науке. Это тоже стало регулярной историей. 1 сентября 2021 года проведён первый всероссийский открытый урок по науке, и уже по итогу сентябрьских социологических панелей мы увидели рост узнаваемости российских изобретений, учёных среди школьников на 17%. Это феноменальный результат.
Эту деятельность, популяризацию науки, нужно сделать вкусной, потому что дети, которые учатся в школе, они же в реальном мире живут — смотрят всякую развлекуху, которая интересна, а тут что-то непонятное... А дайте им ещё и возможность самим что-то поделать!
Например, 15 мая на выставке "Россия" в павильоне «Атом» провели третью церемонию награждения конкурса «Знаешь — научи». Начали его в 2021 году, участвуют все регионы — дети с наставниками. Снимают ролик, в котором объясняют что-то научное, причём обязательно достоверное, и при этом подают всё вкусно.
В прошлом году мы начали наконец-то строить научные детские площадки. Наконец-то, потому что сначала нужно было разработать концепт, потом их верифицировать, убедить регионы потратить чуть-чуть больше денег, чем на обычную площадку. И в этом году таких площадок будет по всей стране уже несколько десятков. Надеемся, что в итоге и застройщики будет использовать их как своё конкурентное преимущество.
Ежемесячно проводим по всей стране экскурсии в лаборатории, на предприятия. В этом у нас уже сотни партнёров, которые не являются ни музеями, ни частью уже сложившейся экскурсионной системы — они, по сути, впервые открывают свои двери. Каждый может на экскурсии.рф или наука.рф заявить себя как участника этого проекта. Мы готовы подписать с ним соглашение. И начнут туда дети приходить. На самом деле именно такие вещи позволяют детям, сначала прикоснувшись к какой-то профессии, потом уже делать осознанный выбор.