Планы на космос. Какой будет новая российская орбитальная станция?

Пресс-служба Роскосмоса / РИА Новости

Генеральный конструктор РКК «Энергия», руководитель полёта российского сегмента МКС Владимир Соловьёв сообщил, что через 6 лет Россия может начать сборку на орбите новой национальной космической станции. Но, похоже, вопросов к проекту пока больше, чем ответов. 

   
   

Критическая веха — 2025-й

Напомним, в апреле на совещании у президента Путина было объявлено о том, что Россия создаст собственную орбитальную станцию и откажется от использования МКС с 2025 года. Разумеется, эта новость не взялась с потолка. О том, что через несколько лет на МКС один за другим начнут выходить из строя важные элементы и этот процесс примет лавинообразный характер, представители РКК «Энергия» говорили, скажем, осенью прошлого года. 

Критической вехой называют именно 2025-й. Страны — участницы проекта МКС вроде бы сходились на том, что работу станции можно будет продлить до 2028-2030 годов. Но слишком уж часто на ней стали ломаться системы жизнеобеспечения (устройство получения кислорода, подогреватель пищи, туалет) и появляться щели, трещины и дырки — ещё немного, и люди начнут слагать о них анекдоты. Плюс напряжённая геополитическая обстановка — очевидно, её тоже принимали в расчёт, отказываясь от участия в международном проекте. 

На самом деле МКС могла бы просуществовать и дольше, если бы РКК «Энергия» дала положительное заключение о продлении гарантий по её ключевому блоку «Заря» либо заменила его новым модулем. Но этого не произошло. Видимо, в том числе по той причине, что Роскосмос решил начать строительство собственной орбитальной станции. В октябре 2020-го был даже представлен её предварительный облик.

Но создавать космическую станцию с нуля — затея очень затратная и долгая. До 2024 года Россия обязана участвовать в проекте МКС и финансировать свою долю в нём. Когда она выйдет из проекта (окончательное решение, правда, ещё не принято), очевидно, у неё ещё не будет собственной станции. Чтобы она была, работы по её проектированию и созданию надо было начинать в 2015-2016 годах.

«Расходы не окупятся»

В недавнем интервью РИА Новости Соловьёв сказал, что продление работы МКС после 2025 года — дело очень рискованное, браться за него нельзя. Он даже сравнил это с русской рулеткой. Однако свою станцию Россия начнёт строить лишь с 2027 года.

Дело в том, что для запуска и обслуживания высокоширотной космической станции (предполагается наклонение орбиты к экватору в 97°, в то время как у МКС — 51,6°) понадобятся более мощные ракеты-носители. 

   
   

«Эксплуатация „Протона“ в соответствии с межгосударственными решениями завершается в 2024 году. Создаётся „Ангара“, но, насколько мне объясняют коллеги, с её помощью мы новые модули сможем запустить году этак в 2027, когда, как мы надеемся, будет готова инфраструктура на космодроме Восточный», — сказал Соловьёв. 

И это, похоже, очень оптимистичный прогноз, если учитывать укоренившуюся практику сдвигания сроков по всем нашим космическим проектам. Нет конкретики и по другим вопросам: в какую сумму обойдётся строительство станции, какие именно задачи она будет решать?

«Можно точно сказать, что обойдётся новая станция дорого, а расходы не окупятся, — уверен научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — К сожалению, ничего более конкретного пока утверждать нельзя, поскольку Роскосмос на данный момент не имеет представления о том, что это будет за станция. Владимир Соловьёв сам говорит, что вопрос о её орбите ещё не решён. А это принципиальный вопрос, от него зависят все оценки стоимости проекта. Кроме того, Роскосмос не сообщает, зачем нужна эта станция. Если за 20 лет эксплуатации МКС российский сегмент был сильно недозагружен работами, то какие задачи будут сейчас? Пока непонятно. Складывается ощущение, что основная задача — создать загрузку и заказы для РКК „Энергия“. За счёт чего? Конечно, за счёт бюджета, ведь других источников нет. Раньше за доставку астронавтов нам много платили США, но теперь этот источник практически закрыт».

Вкалывают роботы...

Что касается целей и задач будущей станции, то о них пока говорят весьма туманно. Тот же Соловьёв ранее сообщал, что её основными задачами станут мониторинг территории России и медико-физиологические эксперименты. Президент РАН Александр Сергеев рассуждал об обширных научных исследованиях, об изучении дальнего космоса и о сборке на станции аппаратов для продолжительных космических миссий. 

Но это всего лишь слова. Программного документа, посвящённого национальной орбитальной станции, ещё не существует. Решение научно-технического совета Роскосмоса о её создании было направлено в правительство совсем недавно. 

В ближайшее время специалисты РКК «Энергия» должны заняться подготовкой эскизного проекта станции, финансирование этой работы начнётся в январе следующего года. Как сообщается, РОСС (Российская орбитальная служебная станция — её текущее название) будет более автономной по сравнению с МКС и сможет работать без экипажа. Для этого её оснастят большим количеством телеуправляемых роботов и системой искусственного интеллекта. На внешней поверхности станции уж точно лучше трудиться машинам. Это нужно для того, чтобы не подвергать людей дополнительному риску радиации: высокоширотная орбита будет пролегать через полярные области, а там защита от галактических космических лучей на треть слабее, чем на МКС.

Помимо того, что РОСС будет максимально автоматизированной, рядом с ней планируется запустить «эскадру» свободно летающих научных модулей. Время от времени они будут стыковаться к станции для замены оборудования, ремонта, дозаправки и обслуживания. Этим предстоит заниматься как раз экипажам, время от времени посещающим станцию. В отсутствие работы люди будут возвращаться на Землю, ведь нахождение человека в космосе — дело затратное.