От колеса до мобильника. Что изобрели русские первыми в мире

«Жар-птица» Александра Можайского, 1882 г. © / Public Domain

Более 200 таких объектов собрано в уникальном музее «Что изобрели русские первыми в мире». Музей является частью историко-культурного центра «Русский парк» в г. Переславле-Залесском.

   
   

Идеологом и создателем познавательно-развлекательного комплекса для всей семьи стал челябинский бизнесмен Сергей Ефименко. Идею проекта он вынашивал шесть лет. А коллекцию русских изобретений собирал при поддержке авторитетных экспертов Политехнического музея, Института российской истории РАН, Института русской цивилизации. Увы, но сегодня «Русский парк» находится на грани закрытия.

После четырёх лет его существования стало ясно: без поддержки властей частному музейному комплексу выжить невозможно. Проблема не только в деньгах. Как и о многих отечественных изобретениях и достижениях, о существовании «Русского парка» широкая публика просто не знает.

В Челябинск на колеснице

Колесо со спицами. Честь изобретения колеса со спицами, которое гораздо легче, манёвреннее и прочнее цельных дисков, приписывают Месопотамии. Однако во время раскопок древнейшего поселения Аркаим в Челябинской области было обнаружено колесо со спицами, возраст которого, как показывают радиоуглеродные анализы, значительно превосходит возраст всех аналогичных находок в мире. Там же, в Челябинской области, были обнаружены и самые ранние двухколёсные колесницы. Куда, зачем и по каким дорогам ездили жители Аркаима на этих колесницах, учёным ещё предстоит выяснить. Но русское первенство этих колёсных конструкций — научно доказанный факт.

■ Робот. Принято считать, что родиной роботов является Япония. На деле же всё далеко не так. В 1878 г. русский математик Пафнутий Чебышёв изобрёл стопоходящую конструкцию, движения которой были подобны шагам лошади. Именно эта машина считается прабабушкой всех роботов, хотя самого слова «робот» в то время не существовало. Есть версия, что Чебышёва на это изобретение вдохновили ужасные российские дороги, по которым не могли проехать даже самые совершенные аркаимские колесницы.

Стопоходящая конструкция Пафнутия Чебышёва, 1878 г.  Public Domain

Автомобиль. Сложно представить, но в области автопрома Россия когда-то была впереди планеты всей. В 1752 г. русский конструктор Леонтий Шамшуренков по госзаказу создал самобеглую коляску, ставшую, по сути, первым в мире автомобилем. Принцип, приводящий в движение механический экипаж, схож с велосипедным. Два водителя должны были вращать ногами ворот, запускающий привод и приводящий в действие колёса. Для пассажиров был сконструирован огороженный от водителей довольно просторный и комфортный отсек. Коляска могла развивать головокружительную для жителей Москвы XVIII в. скорость — до 15 км/ч. Через несколько лет Шамшуренков усовершенствовал изобретение, установив на коляску механизм, ставший прообразом современного спидометра. В награду за изобретательность конструктор получил 50 руб., после чего о его самоходной коляске все благополучно забыли. А в 1769 г. француз Никола Кюньо презентует и, что важнее, патентует подобный аппарат. В итоге Кюньо знает весь мир, а о Шамшуренкове мало кто слышал даже на родине.

Самобеглая коляска Леонтия Шамшуренкова, 1752 г. Фото: Public Domain

Без патента ты никто!

Самолёт. Поскольку решить проблему российских дорог до конца не удавалось никогда, идея воздушного транспорта давно витала в воздухе. В 1882 г. конструктор, учёный, контр-адмирал в отставке Александр Можайский изобрёл и опробовал первый в истории человечества летательный аппарат тяжелее воздуха, названный «Жар-птицей». Лётные испытания аэроплана с человеком на борту были осуществлены за 21 год до полётов братьев Райт, которым отдана пальма первенства в этом вопросе. Братья Райт, кстати, не постеснялись использовать все наработки и аэродинамические расчёты русского конструктора. А вот в России его чертежи мало кого заинтересовали. До революции с патентами на технические изобретения и финансированием таких работ вообще было непросто. В патентных комиссиях сидели, как правило, иностранцы — давать привилегии русским изобретателям им не очень хотелось.

   
   

Читайте также: Опередивший время. Почему АлександрМожайский не смог подняться в небо

Первый мобильник Леонида Куприяновича, 1957 г. Фото: Public Domain

Мобильник. Чаще всего в музее русских изобретений посетители начинают спорить с экскурсоводом по поводу того, что мобильный телефон в России изобрести не могли. Все знают, что прообраз современного мобильника впервые появился в Америке в 70-х гг. ХХ в. Но есть неопровержимые факты, доказывающие обратное. В 1957 г. советский радиоинженер Леонид Куприянович, занимавшийся изобретением и усовершенствованием раций, случайно создал первый в мире мобильник. Весило это устройство почти три килограмма, а радиус действия имело 30 км, но работало вполне прилично. В 1958 г. Куприянович доработал своё изобретение, и оно стало весить всего 500 г (американцы смогли добиться таких показателей лишь в 80-х). Советское правительство посчитало изобретение довольно бесполезным. По их мнению, у советского гражданина просто не может возникнуть потребности поболтать на ходу с мамой или напомнить супругу по пути с работы заскочить в булочную.

Кино. Как и отечественный мобильник, стенд о первенстве русских в кинематографе приводит посетителей музея в ступор. То, что кино изобрели братья Люмьер, давно воспринимается как истина. Но опять же есть факты, доказывающие иное. В 1877 г. русский учёный Болдырев изобрёл целлулоидную плёнку. А в 1894 г. Иосиф Тимченко представил свой аппарат с механизмом прерывистого движения ленты с проекцией на экран. Презентация проходила на съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве. На экране демонстрировались сцены «Скачущего всадника». Но история распорядилась так, что именно люмьеровский поезд ознаменовал рождение нового искусства.

В завершение экскурсии по музею я спрашиваю сотрудницу комплекса «Русский парк», почему в помещении так холодно. «Стараемся экономить на электричестве, поскольку 120 тысяч в месяц за обогрев — сумма уже неподъёмная, — говорит Людмила Могилевец, которая является одновременно экскурсоводом комплекса, менеджером, администратором и бог весть кем ещё. — У нас на шесть музеев парка осталось всего 11 человек, из которых трое — охранники. Но бросить комплекс моральных сил не хватает. Стоит нам всем уйти, как тут за 24 часа будет ровная земля. У нас и так недавно окна повыбивали, чтобы обогреватели украсть. Если бы не охрана, ещё бы и все экспонаты вытащили. Кстати, если вы замёрзли, можем переместиться в Музей чая и кваса. Есть ещё, конечно, музей русской забавы „Петрушка“ и Музей пословиц и поговорок, но туда с детьми интересно. А вот строительство банного и гостиничного комплекса пришлось заморозить. Как выбраться из сложившегося положения, пока не знаем. Надо что-то срочно изобретать».