Новая инфраструктура. Как обустроят Восточный?

Максим Богодвид / РИА Новости

Госкорпорация «Роскосмос» планирует в 2021 году провести порядка шести-семи пусков с космодрома Восточный. Об этом сообщил генеральный директор Дмитрий Рогозин.

   
   

«На следующий год мы планируем порядка шести-семи пусков с Восточного провести и дальше [их количество] наращивать», — отметил он в своем видео «Линия генерального», размещенном в YouTube.

Визитная карточка

Новый космодром будет весьма необычным с точки зрения организации движения на его территории. Как известно, с 2023 года на Восточном должен заработать аэропорт, который станет базовой отправной точкой для создания всей транспортной системы космодрома. По словам Дмитрия Рогозина, сейчас рассматриваются различные варианты формирования транспортной инфраструктуры Восточного. Один из них предполагает, что пассажиры (в их числе официальные делегации и туристы) смогут добраться от аэропорта до любой точки на космодроме на новом комфортабельном ультрасовременном трамвае, созданном АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод» (АО «УКВЗ», входит в АО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» и госкорпорацию «Роскосмос»). Кроме того, в планах завода создание на базе трамвая специальной грузовой платформы, которая может выдержать до 30 тонн нагрузки. 

«Для нас это будет еще некая визитная карточка. Мы же заинтересованы в расширении продаж гражданской продукции», — добавил генеральный директор «Роскосмоса».

Проект организации трамвайного движения на космодроме был представлен АО «ОРКК» на прошедшем в конце августа Международном военно-техническом форуме «Армия-2020».

Космодром нового типа

Восточный — первый полностью российский космодром, созданный с нуля уже после распада СССР. Сегодня этот крупнейший объект космической индустрии активно развивает столь необходимую ему внутреннюю инфраструктуру. В скором времени здесь появится собственная трамвайная линия, которая свяжет между собой все основные объекты космодрома, разбросанные на площади порядка 700 квадратных километров. По территории Восточного будут курсировать новейшие трамваи, разработанные и построенные Усть-Катавским вагоностроительным заводом.

Космодром Восточный был введен в эксплуатацию в 2016 году, и с него совершены пока еще только пять пусков. Сейчас на его территории готовится вторая стартовая площадка, с которой будут осуществляться запуски ракеты «Ангара».

   
   

В представлении многих космодром — это некий объект, состоящий из одной или нескольких площадок, с которых стартуют космические ракеты. На самом же деле это далеко не так. Современный космодром — это что-то среднее между огромным промышленным предприятием и городом, где работают и одновременно проживают до нескольких тысяч человек. Если более коротко, то Восточный — это самый настоящий космический кластер. 

Протяженность Восточного с юго-запада на северо-восток составляет 18 километров, а с юго-востока на северо-запад — в два раза больше: 36 километров. Помимо стартовых площадок, на этой территории находятся аэродромный комплекс Восточный (в будущем он сможет принимать все типы самолетов), а также монтажно-испытательный комплекс, командный пункт, измерительный комплекс, кислородно-азотный и водородный заводы, объекты инженерного обеспечения, автомобильные и железнодорожные пути и... небольшой город на 12 000 жителей, названный в честь основоположника космонавтики Константина Циолковского. Предполагается, что в ближайшие 10 лет Циолковский станет самым современным городом Амурской области, а его население увеличится до 17 000 человек.

Космос начинается с трамвая

Организация трамвайного движения на космодроме Восточный — это не просто оригинальное решение одной из главных инфраструктурных задач любого крупного объекта такого масштаба: необходимости обеспечения бесперебойного перемещения по территории людей и грузов. Это еще и прекрасная возможность создания новых транспортных технологий, в том числе беспилотных. Кроме того, появление трамвайного движения позволит обеспечить безопасность при доставке людей на объект и положительно скажется на качестве их жизни. 

Сейчас людей на объекты доставляют с помощью автобусов, которые везут на космодром не только жителей Циолковского, но также людей из Свободного, находящегося в 60 км от Восточного, и других близлежащих населенных пунктов. Однако с точки зрения провозной способности потенциал трамвая гораздо выше. Кроме того, в зимний период времени автобус — не самый безопасный вид транспорта, особенно в этом регионе, где зимы суровые и характеризуются низкими температурами и высоким снежным покровом. 

Создание в регионе полноценной железнодорожной инфраструктуры также затруднено из-за ее высокой стоимости и сложностей в обслуживании. В этом случае появление трамвайного движения кажется идеальным решением. Конечно, УКВЗ предстоит большая работа, но в конечном итоге Восточный и Циолковский от этого только выиграют. 

Что же будет представлять собой трамвайное движение на космодроме Восточный?

Сейчас в стадии рассмотрения находятся несколько концепций организации движения на космодроме. Предполагается, что города Свободный и Циолковский (включая новый микрорайон Звездный), аэропорт и многочисленные объекты инфраструктуры Восточного будут связаны между собой трамвайным движением. Перевозка пассажиров и грузов будет осуществляться с помощью новых трамвайных вагонов производства УКВЗ, для обслуживания которых будут построены современные депо. С технической стороны большим плюсом является то, что обслуживание будет осуществляться силами самого завода. 

В чем плюсы трамвайного движения по территории космодрома по сравнению с автомобильным или автобусным транспортом? 

В первую очередь это высокая скорость трамвайных вагонов. Отдельные от автомобильных дорог трамвайные линии позволяют составлять точные расписания и прогнозировать интервалы движения. Во-вторых, на Восточном имеется возможность максимально приблизить трамвайные остановки к наиболее востребованным точкам космодрома, что позволяет оптимизировать маршруты и уменьшить время нахождения в пути.

Кроме того, сам по себе трамвай предельно экологичен и оптимален с точки зрения распределения нагрузки и уменьшения износа линий и подвижного состава. Таким образом, он повышает экономическую эффективность всей комплексной системы. К тому же это достаточно долговечный вид транспорта, поскольку срок службы вагонов составляет около 30 лет.

Какой ты, трамвай 71-665?

В завершение — несколько слов о самих трамваях, которые будут работать на линиях космодрома Восточный в зависимости от загрузки маршрутных сетей. Прежде всего, это самая современная разработка АО «УКВЗ» — модульный на 100% низкопольный пятисекционный трамвай 71-665. Его основа — не имеющая аналогов в Российской Федерации портальная безосевая тележка, за счет которой и обеспечивается низкий уровень пола, а также значительно расширяется ширина проходов, что, в свою очередь, создает дополнительные удобства для перевозки пассажиров. 

Вагон оборудован Wi-Fi, современной климатической системой, обеспечивающей поддержание постоянной комфортной температуры в пассажирском салоне, а воздушные завесы над входными группами препятствуют воздухообмену при открытых дверях.

Информационные табло внутри пассажирского салона отображают не только информацию о текущем маршруте, температуре воздуха внутри и снаружи вагона, но также информируют пассажиров о ближайших объектах социального назначения, достопримечательностях, исторически значимых местах.

Потолочное освещение выполнено в виде единого светового пространства, создающего эффект увеличения внутреннего объема вагона. Данное решение значительно улучшает освещенность салона по всей площади и регулируется как по яркости, так и по цветовой гамме. 

Вместе с трамваями модели 71-665 на космодроме планируется эксплуатировать и односекционный на 100% низкопольный трамвайный вагон модели 71-628. Основа трамвайного вагона модели 71-628 — тележка, позволяющая реализовать низкий уровень пола по всей площади пассажирского салона.