6 февраля 2018 года компания SpaceX успешно осуществила первый запуск ракеты-носителя сверхтяжелого класса Falcon Heavy.
Автомобиль Маска улетел к поясу астероидов
В качестве полезной нагрузки был использован автомобиль Tesla Roadster, принадлежащий главе компании Илону Маску.
Сам Маск при подготовке запуска пояснил, что ему очень нравится идея отправить автомобиль в бесконечное путешествие по космосу, где его спустя миллионы лет могут обнаружить представители инопланетной цивилизации.
За рулем автомобиля сидит манекен по имени Starman в скафандре SpaceX. На электронной панели машины манекена есть надпись: «Не паникуй!» — цитата из культового произведения Дугласа Адамса «Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом».
Как сообщил сам Маск, «космический автомобиль» в настоящее время вышел из магнитосферы Земли и движется в направлении пояса астероидов.
Главу SpaceX с успешным запуском поздравили друзья, коллеги и конкуренты, а также президент США Дональд Трамп.
Falcon Heavy: самая мощная ракета на сегодняшний день
Несмотря на то, что Маск для первого запуска выбрал «несерьезный» груз, достижение SpaceX, вне всяких сомнений, войдет в историю космонавтики.
Falcon Heavy входит в пятерку самых мощных ракет за всю историю освоения космоса, уступая лишь советским «Энергии» и Н-1, а также ракете «Сатурн-5», которая была «рабочей лошадкой» американской лунной пилотируемой программы.
По заявлениям разработчиков, Falcon Heavy способна обеспечить вывод на околоземную орбиту до 64 тонн груза. До Марса с ее помощью можно доставить 18,5 тонны полезного груза, до Плутона — 3,5 тонны.
Как подчеркнули в SpaceX, Falcon Heavy в два раза по своим возможностям превосходит самые мощные из ныне существующих ракет-носителей.
Стоимость одного запуска новой ракеты составляет 90 миллионов долларов, что в несколько раз дешевле, чем ориентировочная цена запусков сверхмощных ракет, которые в настоящее время разрабатываются NASA.
«Гораздо сложнее, чем мы думали вначале»
Одной из главных целей, заявленных SpaceX, является сокращение стоимости запусков. Достигнуть подобного эффекта Маск пытается с помощью многократного использования блоков ракет, которые, выполнив свою миссию при старте, должны приземляться целыми и невредимыми.
В первом запуске Falcon Heavy в качестве боковых ускорителей использовались восстановленные первые ступени ракеты-носителя Falcon 9, посаженые после предыдущих запусков.
Они сработали штатно и благополучно приземлились. А вот центральный ускоритель первой ступени ракеты не смог совершить посадку на плавучую платформу. Он рухнул в воды Атлантического океана на скорости более 480 километров в час и разбился.
Несмотря на восторг публики, сам Илон Маск признал, что проект Falcon Heavy дается компании непросто. «Мы трижды были готовы отменить проект, потому что это оказывалось гораздо сложнее, чем мы думали вначале. Думаю, наши инвестиции составили порядка полумиллиарда долларов и даже больше», — приводит слова Маска РИА Новости.
На сегодняшний день SpaceX имеет на руках три контракта на запуски грузов с помощью Falcon Heavy. В 2018 году на орбиту должен отправиться спутник телекоммуникационной компаний Arabsat, а также планируется запуск по заданию Вооруженных сил США. Ориентировочно в 2019 году должен быть отправлен в космос аппарат компании ViaSat.
SpaceХ: как это начиналось
Компания SpaceХ была основана в 2002 году. «Первенцем» компании стала двухступенчатая ракета-носитель легкого класса Falcon 1.
Первый ее запуск состоялся 24 марта 2006 года и завершился неудачей. Всего в период с 2006 по 2009 годы состоялось 5 запусков Falcon 1, из которых три были неудачными.
Работы над проектом были завершены в связи с низким спросом на носители подобного класса на рынке. По заявлению компании, стоимость одного запуска Falcon 1 составляла 7,9 млн долларов.
Компания сосредоточила усилия на разработке ракеты-носителя тяжелого класса Falcon 9, которая к настоящему моменту имеет несколько модификаций.
Falcon 9: 48 пусков, из них 46 удачных
К началу февраля 2018 года осуществлено 48 запусков Falcon 9, 46 из которых были успешными, 1 неудачным, и 1 — частично неудачным.
28 июня 2015 года, во время 19 по счету пуска Falcon 9, на 139 секунде полета произошла полётная аномалия, завершившаяся через 8 секунд разрушением ракеты-носителя. В этом полете ракета-носитель выводила на орбиту автоматический грузовой корабль Dragon, также созданный компанией SpaceX. Это был седьмой полет Dragon в рамках программы снабжения Международной космической станции.
1 сентября 2016 года, за два дня до запланированного запуска, при подготовке к выполнению традиционного испытательного прожига на стартовой площадке SLC-40 на мысе Канаверал произошёл взрыв и последующий пожар, повлёкший уничтожение как ракеты-носителя, так и полезной нагрузки, телекоммуникационного спутника «Амос-6».
Чуть менее радужно обстоят дела с возвращением на Землю отработавших ступеней ракеты-носителя. Во-первых, мягкая посадка предусматривалась лишь в 26 из 48 запусков. Во-вторых, из 26 посадок благополучно была осуществлена 21, 5 завершились неудачей.
2017 год стал очень удачным для SpaceX. Было проведено 18 успешных запусков, и все ступени, благополучное возвращение которых предусматривалось программой полета, совершили мягкую посадку.
Стоимость одного запуска Falcon 9 оценивается в 62 млн долларов.
Маск уходит в отрыв: в 2018 году SpaceX собирается отправить на орбиту людей
2018 год должен стать для SpaceX историческим, и дело не только в запуске Falcon Heavy. На орбиту планируется запустить первый частный пилотируемый космический корабль многоразового использования Dragon V2.
В августе 2018 года Dragon V2 должен выполнить тридцатидневную беспилотную миссию, в которую входит стыковка с МКС. В случае успеха в декабре 2018 года состоится испытательный четырнадцатидневный полет к МКС с экипажем из двух человек.
Для сравнения: первый беспилотный полет российского космического корабля «Федерация», который рассматривается экспертами как конкурент Dragon V2, планируется, по словам вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина, в 2022 году, а первый запуск с экипажем — в 2024.
Сам Илон Маск обещает к 2024 году пилотируемые полеты проекта BFR: нового космического корабля и ракеты-носителя, способной вывести на околоземную орбиту 150 тонн полезного груза. Эта система будет задействована в пилотируемой миссии на Марс.