Мозг-конспиролог. Почему мы верим, что Билл Гейтс хочет всех чипировать?

Билл Гейтс. © / www.globallookpress.com

Джон Кеннеди, принцесса Диана, астронавты на Луне, пришельцы в «Зоне 51», иллюминаты и рептилоиды  с недавних пор в этот почётный ряд встал и Билл Гейтс. Любители конспирологии именно его назначили главным виновником пандемии COVID-19. Они убеждены, что цель американского миллиардера  сократить население Земли. Российский режиссёр-бесогон снимает программу о том, как основатель Microsoft хочет чипировать человечество через вакцинацию. А АиФ.ru объясняет, почему мы так легко верим в теории заговора и как мозг сам подталкивает нас к этому.

   
   

Как не попасть на обед к леопарду

Не надо думать, что конспирологическое мышление  удел малообразованных людей. Вера в теории заговора охватывает все социальные слои, любые возрастные и гендерные группы. Математик, философ и нобелевский лауреат Бертран Рассел был убеждён, что Джона Кеннеди убили могущественные заговорщики, а Ли Харви Освальда сделали козлом отпущения. Конечно, вряд ли выпускник Гарварда пойдёт поджигать вышку связи 5G, но усмотреть связь между нынешней пандемией и прочитанной пять лет назад Биллом Гейтсом лекцией об угрозе вирусных инфекций вполне может.

Да, с одной стороны, образование повышает критичность мышления, поскольку формирует аналитические навыки (конспирологам верят 23% американцев со степенью не ниже магистра и 42% тех, кто имеет более низкий уровень образования), с другой  не делает человека абсолютно невосприимчивым к теориям заговора. Всё дело в том, что знания и навыки, полученные благодаря образованию, хранятся в новой коре головного мозга (неокортексе), но есть кое-что, упрятанное в его структуре гораздо глубже.

Американский историк и популяризатор науки Майкл Шермер в своей книге «Тайны мозга. Почему мы во всё верим?» приводит доходчивый пример, объясняющий этот механизм. «Представьте себе, — пишет он, — что вы гоминида, бредущая по африканской саванне три миллиона лет назад. Вы слышите шорох в траве. Ветер или опасный хищник? От вашего ответа зависит жизнь или смерть. Если вы предположили, что в траве шуршит опасный хищник, но оказалось, что это просто ветер, вы допустили так называемую ошибку первого рода, также именуемую ложноположительным срабатыванием, или верой в реальность того, что на самом деле не является таковым».

Поиск связей и закономерностей Шермер называет паттерничностью  от слова «паттерн» (образец, шаблон). Если вы соединяете два паттерна, А и В, линией, вы устанавливаете между ними причинно-следственную связь. Шорох в траве вы связали с опасным хищником и ушли подальше от этого места, оставшись в живых, независимо от того, был в траве леопард или нет. А если вы решили, что это шуршит ветер, а там прятался реальный зверь, вы упустили из виду паттерн и совершили ошибку второго рода  веру в нереальность того, что на самом деле реально. «И вы стали обедом. Поздравляем, вам достаётся премия Дарвина. Ваших генов в генофонде гоминид больше нет»,  резюмирует Майкл Шермер.   

   
   

Автор подчёркивает, что это не просто теория, объясняющая, почему мы верим во что-то странное и удивительное. Она объясняет, почему мы вообще верим. Наш мозг  это создатель убеждений, машина для распознавания образов-паттернов, находящая в них смысл и соединяющая между собой всевозможные точки бытия. Иногда А действительно связано с В, иногда  нет. Но с точки зрения эволюции, как показывает пример нашего далёкого предка в саванне, выгодно верить, что такая связь есть. Так мы можем строить прогнозы и выбирать поведение, которое будет способствовать нашему выживанию и воспроизведению. Мы потомки приматов, которые находили паттерны особенно успешно. Этот навык закрепился эволюцией в ходе естественного отбора. А вот механизма, который позволял бы выявлять ошибки и заблуждения, автоматически отделяя истинные паттерны от ложных, наш мозг, увы, так и не выработал.

Проще говоря, лучше «на всякий случай» верить во всё подряд, чем проявлять скепсис, апеллируя к здравому смыслу и скучным научным данным. Так мы имеем больше шансов остаться в живых и перенести гены в следующее поколение. Конспирологическое мышление  наследие эволюции нашего мозга. Просто он так устроен.

«Белые вороны» в «туннелях реальности»

Стремление объяснить происходящее чьими-то тайными происками было присуще людям во все времена, от античности до наших дней. Теории заговора задавались актуальной повесткой. Скажем, движение антипрививочников не могло возникнуть, пока наука не придумала вакцины. А вот тезисы про мировое правительство звучали всегда.

Сейчас мы живём во времена небывалого информационного бума. В мире, где каждый сам себе и писатель, и читатель, а объём накопленных данных каждые пару лет удваивается, конспирология расцветает пышным цветом. Причин тому много, факторов, поощряющих наш мозг идти на поводу у мифических заговорщиков — хоть отбавляй. Рассмотрим некоторые.

Во-первых, интернет создаёт иллюзию, что источники информации независимы, а значит, заслуживают доверия. Когда-то так же воспринимали радио и телевидение  теперь верить им считается чуть ли не дурным тоном. Это закон: к каждому новому средству информации изначально мы лояльно настроены.

Во-вторых, поисковики и соцсети научились создавать для нас «пузыри фильтров» и «туннели реальности». Алгоритмы подстраиваются под наши запросы и подсовывают нам то, что мы сами гуглим, изучаем и лайкаем. Интересуетесь масонским заговором? Извольте почитать про рептилоидов, вам понравится. На самом деле миром правят они, вы не знали? Так мы оказываемся внутри виртуального «туннеля», по которому бредут тысячи наших сторонников. Они лайкают нас, мы — их. Дофамин повышается, все бодры и преисполнены чувства собственной значимости. И вот нам уже кажется, что множество умных людей пришли к тому же мнению, что и мы, причём самостоятельно! А большинство не может ошибаться, верно?

В-третьих, кое-какие наблюдения за пользователями, увлечёнными конспирологией, накопились у психологов. Например, замечено, что многие из них склонны к нарциссизму. А ведь именно самолюбование и видение себя центром Вселенной пестует в нас Instagram, да и другие социальные сети. Или вот: учёные из Принстонского университета выяснили, что в теории заговора охотно верят «белые вороны» и люди, оказавшиеся в социальной изоляции. А ещё конспирологическому мышлению способствуют стресс и низкая самооценка. Стоит ли напоминать, что пандемия всех нас загнала в изоляцию, а стресс, падение самооценки и повышение тревожности  неизбежные её последствия, о чём уже не раз высказались психологи?

Разве могла Диана погибнуть в обычном ДТП?

С теориями заговора бороться сложно, а спорить бесполезно. Любой аргумент скептика воспринимается как подтверждение правоты конспиролога: ага, меня пытаются разубедить  значит, заговор точно есть! Говорите, нет доказанной связи между вакцинами и аутизмом? Понятно  учёные в доле, скрывают факты. Или не могут говорить правду, потому что запуганы. Убийство Кеннеди выполнено небрежно? Парни из ЦРУ умеют работать  специально притворились дилетантами.

Мозг продолжает расставлять нам ментальные ловушки, чтобы мы не пытались выбраться из трясины домыслов. У человека есть потребность контролировать происходящее и понимать, как всё устроено. Мы не можем поверить, что миром правит Его величество случай и человеческая судьба зависит от череды каких-то пустяков. Непредсказуемость вызывает тревогу, мозг требует логичных объяснений, заставляя нас фантазировать. Разве могла принцесса Диана погибнуть в обычном ДТП? Нет, это слишком нелепо, наверняка здесь был чей-то умысел. Ясно чей: монаршей семье народная любимица была как кость в горле.

Близко к этой ловушке находится ещё одна  «ошибка соразмерности». Когда происходит знаменательное событие, которому суждено войти в историю, у него и причина должна быть соответствующая, грандиозная. Это придаёт смысл всему. Как не могла Диана погибнуть в обычном ДТП, так и Джона Кеннеди не мог застрелить псих-одиночка. Да что далеко ходить, разве способен наш мозг смириться с тем, что пандемия коронавируса, подкосившая мировую экономику и убившая (на данный момент) почти 350 тысяч человек, зародилась в какой-то лачуге на окраине Уханя, где малообразованный китаец поужинал плохо приготовленной летучей мышью? В это просто трудно поверить! Несоразмерность событий нашла отражение в анекдоте о «старинной китайской мудрости»: «Тот, кто говорит, что один человек не может изменить мир, никогда не ел непрожареную летучую мышь».

И в завершение  ещё одна мудрость, уже без кавычек. Как писал в своей книге американский физик Ричард Фейнман: «Главный принцип  не дурачить самого себя. А себя как раз легче всего одурачить».

Ваш мозг об этом знает. Теперь знаете и вы.