Кто такой Евгений Микрин, скончавшийся в больнице в Коммунарке?

Категория:  Космос
Ответ редакции
Генеральный конструктор по пилотируемым космическим системами комплексам, академик РАН Евгений Микрин. Фото: РИА Новости/ Сергей Мамонтов

Член президиума Российской академии наук, Генеральный конструктор НПО «Энергия» Евгений Микрин скончался в московской больнице N 40 в Коммунарке на 65-м году жизни. Об этом сообщается на сайте Роскосмоса.

   
   

О заболевании Микрина стало известно еще в середине апреля. Как рассказывал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, врачи диагностировали у Микрина коронавирусную инфекцию. «На протяжении нескольких недель лучшие врачи боролись за его жизнь, были использованы все возможные средства и методики, но, к сожалению, болезнь оказалась сильнее», — заявил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, назвав смерть конструктора невосполнимой потерей.

Как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, Микрина не стало в ночь на вторник, 5 мая. «Фактически, мы потеряли ключевого ученого, отвечавшего за связь фундаментальной науки с практическим космосом», — сказал Сергеев.

Биография

Евгений Анатольевич Микрин родился 15 октября 1955 года в городе Лебедянь Липецкой области. Его отец Анатолий Микрин работал на Лебедянском инструментальном заводе, а позднее — в Электрических сетях начальником производственно-технической службы. Мать, Вера Микрина, была главным инженером Лебедянского молочного завода, а также работала начальником химической лаборатории.

В 1973 году Евгений Микрин окончил среднюю школу с золотой медалью и поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана (МВТУ). Из вуза Микрин выпустился в 1979 году, получив диплом по специальности «инженер-механик». После окончания учебы по распределению некоторое время проработал в НПО имени С. А. Лавочкина, а в 1981 году перешел на работу в РКК «Энергия» имени С. П. Королева, где прошел путь от инженера до генерального конструктора ракетно-космической корпорации.

В 1984 году Евгений Микрин получил еще одну специальность — «инженер-математик», закончив инженерный поток Московского института электронного машиностроения (МИЭМ).

Научная деятельность

В 1990 году Евгений Микрин защитил кандидатскую диссертацию, а в 2001 году — докторскую диссертацию (тема — «Модели и методы проектирования информационно-управляющих систем реального времени долговременных орбитальных станций: На примере МКС „Альфа“»). С 2004 года был профессором в МГТУ имени Н.Э Баумана. С 2013 года заведовал кафедрами «Системы автоматического управления» МГТУ им. Н. Э. Баумана и «Аэрофизическая механика и управление движением» в Московском физико-техническом институте (МФТИ).

   
   

25 мая 2006 года Микрин был избран членом-корреспондентом Российской академии наук (РАН). С 22 декабря 2011 года был действительным членом РАН и членом президиума академии. Занимал пост заместителя академика-секретаря отделения — руководил секцией проблем машиностроения и процессов управления. Также Микрин являлся председателем комиссии по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства ОЭММПУ РАН, членом Бюро Совета РАН по космосу и членом Совета РАН по исследованиям в области обороны.

В 2015 году президент России Владимир Путин назначил Евгения Микрина генеральным конструктором пилотируемых программ РФ. Микрин занимал пост председателя научно-технического совета (НТС) ПАО РКК «Энергия» имени С. П. Королева, а также был заместителем председателя Государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов.

Он являлся членом коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (ВПК РФ), руководил секцией «Пилотируемые космические системы и комплексы» НТС ВПК РФ, был членом научно-технического совета ВПК РФ, членом президиума НТС Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Микрин занимал пост председателя секций «Проблемы создания и использования пилотируемых космических комплексов» и «Технические эксперименты и исследования».

Кроме того, Евгений Микрин являлся действительным членом Международной академии астронавтики (IAA), Международной академии навигации и управления движением, Международной ассоциации «Институт инженеров электротехники и электроники» (IEEE), входил в президиум Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, возглавлял диссертационный совет ПАО РКК «Энергия», а также был членом диссертационных советов МГТУ им. Баумана и Московского авиационного института (МАИ).

Микрин выступал главным редактором таких журналов, как «Космическая техника и технологии», «Сборка в машиностроении, приборостроении», «Автоматизация. Современные технологии». Входил в редколлегию научно-производственных журналов «Известия РАН. Теория и системы управления», «Известия высших учебных заведений. Приборостроение», «Проблемы управления», а также «Вестник компьютерных и информационных технологий». Евгений Микрин за всю свою жизнь написал более 270 научных работ, включая 10 монографий.

Евгений Анатольевич Микрин. Фото: Commons.wikimedia.org

Профессиональная деятельность

Ученый внес большой вклад в разработку систем управления пилотируемых и грузовых космических кораблей, многомодульных космических комплексов, автоматических космических аппаратов, а также в реализацию уникальных космических проектов.

В середине 80-х Евгений Микрин принимал участие в создании программного обеспечения для управления объединенной двигательной установкой космической транспортной системы (МТКС) «Энергия — Буран» (одна из двух реализованных в мире систем МТКС, советский ответ на аналогичную программу США «Спейс шаттл»). Свой единственный космический полет орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года.

В 1998 году под руководством и при участии Евгений Микрина была создана система управления модулем «Заря» (модуль международной-космической станции). В 2000 году —  бортовой комплекс управления и программное обеспечение для базового блока МКС «Звезда». В 1995-2002 годах Микрин принимал участие в создании систем управления модулей российского сегмента МКС стыковочного модуля «Пирс».

В 2007-2009 участвовал в разработке исследовательского модуля «Поиск», а в 2007-2010 годах — исследовательского модуля «Рассвет». В 2008-2014 годах под его руководством были созданы приборы и системы управления для европейского транспортного корабля ATV. В 2008 году — цифровая система управления грузовых кораблей «Прогресс М-01М», а в 2010-м году — транспортных кораблей «Союз ТМА-М». Также Микрин участвовал в разработке бортовых и наземных комплексов управления для автоматических космических аппаратов разного назначения (включая спутники связи и спутники для дистанционного зондирования Земли). Кроме того, ученый разрабатывал информационно-управляющие системы для тренажеров Центров подготовки космонавтов и астронавтов в Звездном городке (Россия), Хьюстоне (США), Кельне (Германия) и Тулузе (Франция).

С 2015 года будучи председателем Совета главных конструкторов, Микрин руководил работой российского сегмента МКС. Под его руководством велись проектирование и разработка второго этапа строительства российского сегмента МКС (многоцелевого лабораторного модуля, узлового модуля, научно-энергетического модуля), перспективной транспортной системы с новым многоразовым пилотируемым кораблем «Федерация», автоматических космических аппаратов в интересах Минобороны РФ, спутника связи для Анголы, спутника дистанционного зондирования Земли для Египта и комплекса ракет-носителей (РН) среднего класса «Союз-5».

Микрин руководил модернизацией грузовых кораблей «Прогресс МС» и транспортных пилотируемых кораблей «Союз МС». Под управлением конструктора велись работы по перспективным проектам: Российской орбитальной станции, Лунной орбитальной станции, ракетно-космическим комплексам сверхтяжелого класса, разгонным блокам и межорбитальным буксирам, элементам инфраструктуры лунной программы.

9 апреля 2020 года Евгений Микрин присутствовал на пилотируемом запуске с космодрома Байконур, во время которого на МКС отправился новый экипаж.

Награды и звания

В 2001 году Евгений Микрин был награжден медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени. В 2004-2005 годах получил стипендию президента России за большой вклад в развитие оборонно-промышленного комплекса РФ, в 2007 году — премию имени Б. Н. Петрова РАН за цикл работ «Модели и методы проектирования информационно-управляющих систем космических аппаратов», в 2009 году — премию правительства РФ в области науки и техники.

В 2014 году был удостоен премии  имени К. Э. Циолковского РАН за цикл работ «Теоретические основы создания бортовых комплексов управления космических аппаратов различного назначения». В 2017 году был награжден премией имени Ф. А. Цандера РАН (совместно с Н. Е. Зубовым, В. Н. Рябченко) — за книгу «Матричные методы в теории и практике систем автоматического управления летательных аппаратов».

В 2010 году Евгению Микрину было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Являлся почетным гражданином города Королева (2016) и города Лебедянь (2019).