Космонавт Георгий Гречко: «Дожить бы до контакта с другими цивилизациями!»

Космонавт Георгий Гречко. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Судьба Георгия Михайловича не баловала. И только личное упорство, поддержка друзей и коллег, не оставивших в трудную минуту, да Божья помощь, как считает он сам, помогли ему не сломаться и добиться поставленных целей. Доктор физико-математических наук, дважды Герой СССР, Георгий Гречко недавно отметил свой 85‑летний юбилей.

   
   

Судьба

Людей, имеющих какое-то отношение к небу, в семье Гречко не было. Родом он из Ленинграда – так по старой привычке он всегда называет город на Неве. «В Ленинграде у нас была коммуналка, – вспоминает Георгий Михайлович. – Родителям дали огромную комнату – аж 50 м, высоченные потолки, лепнина. Родители поскромничали и попросили поменьше. Им казалось, нельзя жить в такой «роскоши».

Однако комнаты меньше не оказалось. Тогда они потребовали поставить перегородку. Им отказали. Пришлось устанавливать перегородку за свой счёт. Получилось две комнаты. В первой поселилась семья Гречко, во вторую вселили другую семью.

Прошло семь лет, и юный Георгий заболел малярией. Лечили его лекарством акрихин. «Таблетки были отвратительные на вкус. Один раз лизнул – и выворачивало наизнанку. Родители придумывали разные уловки, чтобы я смог проглотить эту гадость, но ничего не получалось. Да и это средство мне не помогало».

И тут выяснилось, что ближайший сосед, который получил выгороженную вторую комнату, – моряк дальнего плавания. Он из-за границы привёз хинин в виде капсул, какого в СССР не выпускали. Георгию хватило двух-трёх приёмов этого средства, чтобы навсегда избавиться от страшной болезни. «А что, если бы мы тогда не разгородили комнату и в ней бы не поселился моряк? – размышляет Георгий Михайлович. – Я часто размышляю на эту тему. Думаю, судьба существует, и меня она не раз вытаскивала из критических ситуаций».

Бортинженер космического корабля «Союз-17» Георгий Михайлович Гречко, 1975 год Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

Главное – настрой

Своей судьбой Георгий Гречко считает и космонавтику. «Я бы никогда не стал космонавтом, если бы в детстве не «проглатывал» фантастические книжки, – признаётся он. – Ими был забит весь мой книжный шкаф. Потом появились научно-популярные книги. Особенно меня интересовали книги по астрофизике, про планеты, полёты». Всё это привело к тому, что Георгий Михайлович пошёл учиться на ракетостроителя, а в 1962 году начал проходить подготовку как будущий космонавт.

Об этих тренировках 

Георгий Гречко вспоминает с улыбкой: «Самыми страшными испытаниями для меня были вестибулярные. Обычный человек вынести это не может. Тебя крутят, вертят, качают, заставляют вертеть головой. Многих мутит, рвёт. Поначалу центрифуга приводила меня в ужас, потом привык. При этом давление у меня всё время было 120 на 80. Как вдруг однажды – 95 на 55. Ну, думаю, всё, теперь спишут. Пошёл к врачу, спрашиваю: «Что делать?» А он отвечает: «Ничего. Наплевать и забыть». Постепенно я понял, что, настроив себя на испытание, пройти его намного легче».

   
   

Несмотря на все усилия, Гречко не был уверен, что станет космонавтом. «Богатырского здоровья в себе никогда не чувствовал, – признаётся он. – Оно было подорвано войной». Правда, спортивная подготовка у Георгия Михайловича была неплохая: он имел разряды по автоспорту, гонял на мотоциклах, занимался подводным плаванием, увлекался горными лыжами, самолётным спортом, стрельбой из винтовки и пистолета… И, видимо, небо звало так громко, что слова «не могу» для него просто не существовало.

Космонавт Георгий Гречко Фото: www.globallookpress.com

Бедам вопреки

И вот в октябре 1966‑го, когда он был уже «одной ногой в космосе», при прыжке с парашютом произошла страшная травма – сложный перелом ноги. Потребовалась операция. По словам Георгия Михайловича, мир сразу раскололся надвое: только что был космонавтом, и вдруг – калека. «Врачи сразу дали понять: о полёте в космос можно забыть. Да и мои вчерашние друзья не сильно огорчились».

Помог космонавт Владимир Комаров. Он пришёл в госпиталь – небожитель, слетавший в космос, грудь в орденах…  Но вместо слов сочувствия по-мальчишески подмигнул и дал чудодейст­венный бальзам для сращивания костей. Сегодня Георгий Михайлович уверен: именно благодаря физическим упражнениям и эликсиру Комарова он полностью восстановился и смог осуществить мечту – полететь в космос. Когда снимали гипс, врач сказал: «В старости нога будет побаливать». «Мне уже 85, а всё не побаливает. Значит, я не старый!»

Секретов формы у Георгия Михайловича, по его словам, нет. Отсутствие вредных привычек, подвижный образ жизни, любопытство, доброжелательное отношение к людям и позитивный настрой – вот и всё, что нужно, чтобы достойно прожить жизнь. А сколько получится, Бог весть.

«А если серьёзно, – добавляет он, – моя мечта – дожить до контакта с другой цивилизацией. Раньше я не верил в НЛО. С годами пришёл к выводу: инопланетяне бывали на Земле, но очень давно. Уверен: братья по разуму существуют и сейчас. Надеюсь, они ещё вернутся. И мы обязательно встретимся!»

Рецепт для сращивания костей от Георгия Гречко

Взять несколько десятков яиц и несколько десятков лимонов (лучше поровну). Помыть яйца и аккуратно сложить в трёхлитровую банку. Выжать в неё лимоны так, чтобы полностью покрыть соком яйца. Поставить в холодильник. Постепенно лимонная кислота растворит скорлупу, и тогда раствор можно принимать внутрь. Кальций из раствора проникнет в срастающиеся кости. Пить перед едой по 2–3 ст. ложки.