15 мая 1960 года с космодрома Байконур на орбиту отправился корабль «Восток-1П» (1КП). Это был первый запуск в рамках знаменитой советской программы, которая проложила человечеству дорогу в космос.
Главное — проверить работу систем
«Восток» создавался с целью лётной отработки конструкции и систем корабля для дальнейшего полёта человека. У него было и второе название — «Спутник-4», его придумали западные журналисты, поскольку считали, что этот советский аппарат — четвёртый по счёту искусственный спутник Земли. Собственно, «Восток-1П» был и им тоже, он являлся первым в истории кораблём-спутником.
Работы над проектом начались в ОКБ-1 под руководством Сергея Королева ещё весной 1957 года — за полгода до полёта первого искусственного спутника Земли. Занимался этим отдел № 9, возглавляемый конструктором Михаилом Тихонравовым. В апреле был подготовлен план исследований, с сентября в течение нескольких месяцев изучались разные схемы возвращения с орбиты спускаемых аппаратов.
Официальный старт этим работам был дан лишь в мае 1959 года, когда вышло секретное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 569-264. В нём шла речь о создании экспериментального корабля-спутника — определены исполнители, поставлены задачи. Всего в разработке аппарата участвовало 123 организации.
Весной 1960-го Королёв утвердил эскизный проект, и вскоре «Восток-1П» был готов к лётно-конструкторским испытаниям. В ходе медицинских исследований и испытаний прототипов корабля было решено, что спускаемому аппарату надо придать форму сферы: её аэродинамические свойства были стабильны и хорошо известны. На борту установили герметичную кабину с грузом, оборудование, необходимое для будущего полёта человека, и другую аппаратуру. Был там радиопередатчик «Сигнал» и прочие устройства для трансляции на Землю данных о работе приборов и телеметрии.
Возвращение кабины тогда не предусматривалось. Предполагалось, что после отработки всех задач она отделится от корабля, вместе с ним сойдёт с орбиты, и они сгорят в плотных слоях атмосферы. «Восток-1П» не был оснащён системами жизнеобеспечения и приземления, не имел теплозащиты. Всё это появится позже. На тот момент было важно проверить работу основных систем.
15 мая 1960 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель, которая вывела на орбиту первый корабль-спутник.
Аппарат, переживший программу
Полученные в ходе этой миссии данные были бесценны для советской (да и мировой) космонавтики. Они показали правильность основных положений, принятых при конструировании и строительстве пилотируемого корабля. Позже командой Сергея Королёва была создана и доведена до ума модификация «Восток-3КА», полностью готовая к пилотируемым полётам.
Именно в кабине «Востока» 12 апреля 1961 года совершил свой исторический полёт Гагарин, сделав виток вокруг Земли и положив начало освоению космоса человеком. На кораблях этой программы также проведены первые в мире суточный полёт («Восток-2»), групповые полёты двух кораблей («Восток-3» и «Восток-4») и полёт женщины-космонавта («Восток-6»). Без сомнения, это был корабль рекордов.
Всего в рамках программы «Восток» на орбите побывали шесть беспилотных аппаратов и шесть пилотируемых кораблей. Причём беспилотные — не значит необитаемые: в них в космос летали животные (собаки, в том числе Белка и Стрелка, морские свинки, крысы) и манекен человека Иван Иванович.
Ещё четыре планировавшихся полёта были отменены. Спустя годы причастные к тем эпохальным событиям люди признавались, что технические риски были очень велики, в том числе во время полёта первого космонавта.
«Если бы сейчас положили на полигоне корабль „Восток“ и все современные главные сели бы и посмотрели на него, никто не проголосовал бы пускать такой ненадёжный корабль, — вспоминал в одном из интервью ныне покойный конструктор, академик Борис Черток. — Я тоже подписал документы, что у меня все в порядке, гарантирую безопасность полёта. Сегодня я бы никогда этого не подписал. Получил огромный опыт и понял, как сильно мы рисковали».
Кстати, и во время полёта «Востока-1П» без огрехов не обошлось. Правда, они случились уже в конце миссии. Когда с Земли передали команду на включение тормозной двигательной установки и отделение кабины, на аппарате отказал датчик, отвечающий за пространственную ориентацию. И вместо того, чтобы снизить скорость, корабль её, наоборот, увеличил и перешёл на более высокую орбиту.
Говорят, что Сергей Королёв не очень-то расстроился — он расценил ситуацию как первый манёвр на орбите. Полёт посчитали успешным. Через два с лишним года, в сентябре 1962-го, корабль «Восток-1П» всё же вошёл в плотные слои атмосферы и сгорел. К тому моменту в космосе успели побывать не только Гагарин, но и Титов, Николаев и Попович.
А отделившаяся от корабля-спутника герметичная кабина задержалась на орбите аж до октября 1965-го, после чего также сгорела. К тому времени и сама программа «Восток» была завершена. Получается, что первый аппарат смог её пережить.