Клинит дверь в космос. Когда полетят ракеты c «Восточного»?

На космодроме «Восточный» в Амурской области. © / Сергей Мамонтов / РИА Новости

Справка
С «Восточного» будут производиться пуски в рамках федеральных космических программ, с Байконура продолжатся коммерческие запуски. В 2016 г. на «Восточном» начнётся строительство второй очереди космодрома - стартового стола (в перспективе - двух) под ракету «Ангара». На 2021 г. запланирован первый пуск в интересах пилотируемой программы, в 2023 г. - старт ракеты с экипажем.
«Восточный» сегодня - самая важная и масштабная стройка страны. «Россия - крупная космическая держава - должна иметь собственную площадку для вывода на орбиту всех видов и типов космических аппаратов», - не один раз объяснял задачу Владимир Путин.     
   

Байконур арендован до 2050 г., проблем с дружественным Казахстаном нет... Но у России должна быть своя «дверь» в космос. Однако взялись за выполнение этой важной задачи в 2011-2012 гг. спустя рукава. «С самого начала работы велись хаотично, бессистемно», - оправдывался в конце 2014 г. тогдашний глава Роскосмоса Олег Остапенко. Отставание от графика достигало и полутора лет. Наводить порядок на космодроме поручили вице-премьеру правительства Дмитрию Рогозину. По результатам проверок совершенно предсказуемо выяснилось: половить рыбки в мутной воде в 2012-2013 гг. собралось множество «рыбаков». Итогом разбирательств стали отставки и два десятка уголовных дел. Правоохранители рассказывают о проделанной работе до сих пор, хотя пора бы уже и довести дела до суда. 

Стенд с грузомакетом космического аппарата во время автономных испытаний оборудования на техническом комплексе строящегося космодрома «Восточный» в Амурской области. Фото: РИА Новости/ Игорь Агеенко

Горячие отчёты

Впрочем, далеко не все проблемы на стройке объяснялись алчностью некоторых начальников и директоров подрядных организаций. Большинство строителей с воодушевлением ехали в амурскую глушь на сооружение объекта - привлекала не только достойная оплата, но и понимание важности миссии. Однако выяснилось, что по­следствия бардака первых месяцев стройки воровством не ограничиваются. Проекты, которые «спускались» на площадку, были настолько сырыми, что одно и то же приходилось переделывать порой по несколько раз. А расценки, которые устанавливались уже после окончания работ, не покрывали затрат на доставку в отдалённый район стройматериалов, привлечение квалифицированных людей из других регионов и т. д.

В «Спецстрое» - чтобы стройка не остановилась совсем, его в своё время назначили генподрядчиком -  финальную стоимость строительства и суммы для частных субподрядчиков не уточнили. Но заверили «АиФ»: «Финансирование производится согласно заключённым между Роскосмосом и «Дальспецстроем» (подразделение «Спецстроя». - Ред.) контрактам. Денежные средства доводятся до «Дальспецстроя» в объёме, необходимом для завершения строительства объектов пускового минимума. Спецстрой России с прокуратурой и трудовой инспекцией проводит постоянную проверку соблюдения трудового законодательства субподрядчиками». 

Между тем один из представителей компании, работающей на объектах «Восточного», рассказал «АиФ», что работу у них принимают так: чиновники из госэкспертизы, стремясь отчитаться о своём вкладе в стройку, срезают и без того уже скудные сметы. Говорить открыто, что на ритмичную работу при сдаче всех объектов не хватает средств, на площадке опасаются, предполагая: кто первый «высунется», тот вместо хоть каких-то денег получит уголовные дела. В каких ситуациях оказываются подрядчики важных строек, можно представить по недавнему интервью деловой газете «Ведомости» Олега Шишова, основателя компании «Мостовик», возводившей некоторые объекты в Сочи. «Главная формула строитель­ства - «постройте качественно и в срок, а после мы компенсируем затраты», - рассказывал Шишов, сетуя на нарисованные «на коленке» проекты. По его словам, например, под санно-бобслейную трассу выбрали крайне неудачное место и вообще не предусмотрели в проекте противооползневую защиту. И это на объекте, где 72 тонны аммиака, случись что, могли ­отравить все окрестности. Затрат не компенсировали, Шишов сегодня под следствием. 

Подмороженная стройка

Космодром посложнее санно-бобслейной трассы, хоть и расположен в глухом углу. Рабочие - тоже на условиях анонимности - рассказывают, что в декабре на площадке бывало и до -30 ночью, работы замедлились, у некоторых не было бытовок, и отогреваться в перерывах приходилось у костров. Зарплата в самом «Дальспецстрое» - менее 30 тыс. руб., и это вахтовикам. На стройке большая текучка. 

Тем временем не распространяться о реальных сложностях, похоже, предпочитают и заказчик с генподрядчиком. Но подстилают соломку на случай возможных проблем. Так, в Роскосмосе постоянно обращают внимание, что деньги они переводят полностью и в срок. В «Дальспецстрое» заверяют, что справятся. Но при этом пишут письма в Генпрокуратуру, подтверждая анонимные рассказы частных подрядчиков. Так, ещё в сентябре в письме генпрокурору (копия есть в редакции) сообщалось: «До сих пор в наш адрес поступают изменения к рабочим чертежам и изменённые сметы... Сметы меняются от 2 до 10 раз! Сложилась крайне сложная ситуация в связи с исполнением лишней (дополнительной) работы... Необходимо продление сроков строительства... Кроме того, заказчик необоснованно применил заниженные индексы пересчёта в текущие цены... ФАУ «Главгосэкспертиза России» необоснованно заменило индекс пересчёта в текущие цены в размере 7,12 на 5,28...  «Дальспецстрой» понесёт убытки в размере 1,06 млрд рублей... и 826 млн рублей...»     
   

Но госпредприятию убытки в крайнем случае возместят субсидиями и дотациями. А вот в случае возможного срыва и так уже перенесённого пуска и, не дай бог, какой-нибудь аварии виновными могут сделать, как это бывает, самых безответных: сидящих на голодном пайке строителей назовут халтурщиками, а руководителей субподрядных организаций, работающих «на земле», отправят под суд за недочёты на каких-нибудь второстепенных объектах. Подобного развития событий не хотелось бы.

Пока же единственный в следующем году старт с «Восточного» - ракеты «Союз 2.1а» с тремя спутниками на борту - запланирован на весну.  Владимир Путин, отменяя недавно задачу отправить ракету в космос до конца 2015 г., несколько раз обратил внимание: не нужно по советской привычке гнаться за датами любой ценой. Специалисты, которые уже начали проверять оборудование, обеспечивающие запуск, говорят, что их и правда никто не торопит. К слову, сразу после окончания работ на первой очереди космодрома должно начаться строительство второй. Там, по словам всех ответственных за стройку, будут уже и чёткие проекты, и прозрачный конкурс при выборе подрядчиков - одним словом, никакого бардака, не говоря уже о воровстве. 

Но пока все живут с мыслью о первом пуске, а даты весной - одна лучше другой: День космонавтики 12 апреля, День Победы 9 мая... Ещё лучше запустить ракету в обычный день, расплатившись до этого со строителями, без спешки и полностью закончив все работы. Чтобы после первого же «героического» пуска вместо строительства второй очереди не заниматься ремонтом и устранением недоделок. Тем более чтобы потом не кусать локти и не искать виноватых.