Как телеге уральское колесо. Что изобрели русские первыми в мире

Братья фон Сименс открыли первую трамвайную линию в Берлине в 1881 г., воспользовавшись изобретением Фёдора Пироцкого. © / Public Domain

О том, что именно наши соотечественники первыми придумали паровую машину, лампу накаливания и радиоприёмник, знают многие. К этому списку часто ещё добавляют самолёт, вертолёт и телевизор.

   
   

Но если вы наведаетесь в музей «Что изобрели русские первыми в мире», что в Переславле-Залесском, то будете поражены. Его экспозиция, созданная при сотрудничестве Института истории естествознания и техники РАН, рассказывает о более чем 200 открытиях и изобретениях, сделанных уроженцами России, – от всех типов двигателей до плюшевого мишки Тедди, которого придумал эмигрант из Сибири Михаил Мишим вместе со своей женой.

«Посетители выходят от нас в шоке, – признаётся экскурсовод Светлана Емельянова. – То, что они узнают здесь, для многих как откровение. Детям в школах об этом не рассказывают, по телевизору говорят редко». Специально для читателей «АиФ» она проводит виртуальную экскурсию по музею.

Колесо

В конце 1980-х на юге Урала был найден древний город Аркаим. Это поселение намного старше Древнего Рима и Трои, оно существовало на рубеже III–II тысячелетий до н. э. и является ровесником египетских пирамид.

При раскопках в породе были обнаружены отпечатки колёс со спицами. Их залили и получили модель колеса – самого древнего в мире на сегодня! Ранее считалось, что в эпоху бронзы использовалось колесо из цельного деревянного диска. Но изделие со спицами гораздо легче, манёвреннее и прочнее. Так что можно смело говорить, что колесо в том виде, в каком оно привычно современным людям, изобрели наши предки. Ведь Аркаим – прародина славян.

Там же были найдены следы боевых колесниц. Получается, что уже с Урала эти средства передвижения проникли на Ближний Восток и в Китай.

Отпечаток колеса со спицами в Аркаиме. Фото: Заповедник «Аркаим»

Напёрсток

Эти предметы находят на территории Турции, Венгрии, Китая. Самый старый напёрсток на территории России обнаружен в раскопе под Владимиром рядом с одеждой кроманьонца, на которой хорошо заметны следы швейной работы. Детали этой одежды были сшиты при помощи костяных игл. Рядом лежал и предмет, которым эти иглы, по всей видимости, проталкивали. Возраст напёрстка – 32 тыс. лет. Известен и напёрсток с древней стоянки Сунгирь возрастом 25 тыс. лет.

   
   

Выглядели эти предметы как костяное широкое плоское кольцо, надеваемое на палец при шитье. Находки позволяют утверждать, что первые напёрст­ки в истории человечества были изобретены именно на территории современной России.

Шагающий робот

Прототип этой машины – прадедушка современных роботов – был создан математиком и механиком Пафнутием Чебышёвым в 1860 г. Он сконструировал и построил «стопоходящую машину», которая имитировала движение животного при ходьбе. Для этого изобретатель придумал «лямбда механизм», получивший название из-за схожести с греческой буквой «лямбда» (λ).

Действующая модель стопоходящей машины Пафнутия Чебышёва, 1878 г. Фото: Public Domain

Модель своей машины Чебышёв представил на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Европа ахнула – там решили, что русские создали вечный двигатель! Это был первый в мире шагающий механизм.

Гусеничный трактор

Гусеница – такое же гениальное изобретение, как и колесо. В разных вариантах её придумывали неоднократно. Но использовать гусеничный ход в качестве движителя для повозки впервые предложил механик Волжского пароходства Фёдор Блинов. Эта идея, позволяющая во много раз уменьшить удельное давление на грунт, пришла ему в голову в 1878 г.

Через год Блинов построил платформу на двух гусеницах и получил «привилегию» (патент) на «вагон особого устрой­ства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам». Прототип трактора был показан в городе Вольске при большом стечении народа, а позже – на Нижегородской ярмарке.

Трамвай

Русский инженер, штабс-капитан Фёдор Пироцкий первым в мире построил моторный трамвайный вагон. Он испытал его в сентябре 1880 г. на улицах Санкт-Петербурга и даже начал перевозить пассажиров, несмотря на протесты владельцев трамваев на конной тяге – пресловутых конок.

Но для дальнейшего совершенствования конструкции у Пироцкого не было средств. Зато они были у немецких промышленников и изобретателей – братьев фон Сименс. Они лично знали Фёдора Аполлоновича, консультировались с ним. И уже через год открыли электрическую трамвайную линию в Берлине. Конструкция их вагонов совпадала с той, что предложил Пироцкий. Тем не менее официально считается, что первый в мире трамвай поехал в Германии, а не в России.

Киноаппарат

Слава родоначальников кинематографа досталась предприимчивым французам братьям Люмьер. Мало кто знает, что почти на два года раньше их первое кино было показано у нас, в Российской империи.

Одесский механик Иосиф Тимченко вместе с профессором Московского университета Николаем Любимовым разработал так называемую «улитку» – скачковый механизм, позволяющий прерывисто менять кадры. Это был прототип киноаппарата, создающий на экране эффект движения. Летом 1893 г. в Одессе были показаны короткие фильмы «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». А в январе 1894 г. их продемонстрировали на IX съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве.

По неизвестной причине изобретение отложили на полку, так и не дав ему хода.

Мультфильм

Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, в 1906 г. создал первый в мире кукольный мультфильм. В нём 12 фигурок танцуют на фоне неподвижных декораций. Фильм был снят на 17,5-миллиметровую плёнку, на его постановку ушло три месяца.

С 1906 по 1909 г. Ширяев сделал несколько мультипликационных лент, в которых с точностью воспроизвёл балетные партии. Свои работы он показывал лишь знакомым и студентам в образовательных целях, поэтому в советское время о них почти забыли. В 1990-е фильмы были обнаружены в архиве танцовщика. Современные мультипликаторы изумляются: куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают, и крутятся в воздухе.

Парашют

На инженера (тогда ещё актёра) Глеба Котельникова тягост­ное впечатление произвела гибель известного лётчика Мациевича, произошедшая на его глазах, – сорвавшись с сиденья, тот вылетел из самолёта и разбился. Вскоре Котельников взялся за разработку спасательного приспособления, которое должно было обезопасить пилотов.

В 1912 г. Глеб Евгеньевич получил патент на изобретение в России, Франции, Германии и США. Назвал он его незамысловато – РК-1, что расшифровывается как «русский, Котельникова, модель первая». Парашют представлял собой ранец, внутри которого находился сложенный купол со стропами. Он выталкивался наружу двумя пружинами после того, как лётчик дёрнет за шнур. Сам купол состоял из 24 полотен и имел отверстие. Устройство системы позволяло управлять ею при спуске.

Это был первый в мире ранцевый парашют. Все современные модели созданы по этой принципиальной схеме.

Смайлик

Впервые в истории использовать скобку в качестве улыбки догадался проживавший в США русский писатель Владимир Набоков. Он ставил этот знак в своих посланиях, чтобы придать им игривый настрой. В 1969 г. в интервью газете The New York Times Набоков сказал: «Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь специальный типограф­ский знак, обозначающий улыбку, – какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку».