Пассажирский «Боинг 747» специально переделали для так называемого воздушного старта — под крыло самолёта подвесили небольшую ракету LauncherOne ➊. «Боинг» поднялся на высоту 10 км, оттуда ракета стартовала в космос и вывела на орбиту 10 спутников.
Чем хорош такой старт? Не нужен космодром, ракета взлетает сразу в разреженной атмосфере с начальной скоростью самолёта, запускать можно из любого места, хоть с экватора, где сила притяжения меньше. Ракета может взять больше груза. Отсюда и низкая себестоимость запуска.
Это не первый проект воздушного старта. В США начиная с 1990 г. с самолёта Lockheed L-1011 запускают крылатые ракеты «Пегас» ➋. Они доставляют на орбиту малые спутники до 443 кг весом.
Был проект воздушного старта и в СССР — «МАКС» (многоцелевая авиакосмическая система) ➌. По задумке, многоразовый ракетоплан должен был стартовать с самого большого в мире самолёта — Ан-225. Себестоимость вывода 1 кг груза на орбиту была бы всего 1 тыс. долл. (у «Союза» — 4 тыс. долл.).
В 2022 г. запланирован первый старт с аэростата Leo Aerospace ➍, который поднимет ракету на высоту 18 км. Минус проекта — груз, выводимый на орбиту, не может весить больше 33 кг. Плюс — дешевизна запуска.
Можно запускать спутники и без ракет. Не исключено, что в будущем создадут космический лифт — по тросу, натянутому от орбитальной станции до Земли, будут поднимать грузы ➎. Но современная наука ещё не придумала, из чего сделать такой трос.
Более реалистичный способ описал Жюль Верн в 1865 г. в романе «Из пушки на Луну». Только пушка должна быть электромагнитная. В проекте Startram в магнитной трубе длиной 130 км за 5 минут разгоняют груз до космических скоростей ➏. Себестоимость такой доставки всего 50 долл. за 1 кг. Все нужные для проекта технологии уже существуют.