Инженер из Норильска Максим Ляшко пять лет назад потерял правую руку во время работ на шахте. Он на себе испытал все проблемы протезирования и решил создать собственную модель бионического протеза руки, которая была бы одновременно и прочной, и легкой. Тогда ему было 28 лет. Разработка протеза длилась три года, было сделано шесть различных версий продукта. Команда вложила в проект 4 млн собственных средств и более 10 млн привлекла через краудфандинг и инвестиции бизнес-ангела. По словам Максима, в России ежегодно становятся инвалидами и нуждаются в бионических протезах 6 тыс. человек. Лично пережив трагедию, он считает необходимым помогать таким людям вернуться к нормальной жизни. Компания MaxBionic выпустила бионический протез MeHandS и ведёт переговоры по привлечению инвестиций для масштабирования.
Эту историю основатели рассказали, выступая на Петербургском международном экономическом форуме как будущие участники телешоу «Идея на миллион». Его придумали Внешэкономбанк и НТВ, чтобы поддерживать развитие предпринимательства в России. «ВЭБ — крупнейший финансовый институт развития российской экономики, мы инвестируем в масштабные инфраструктурные проекты: строительство заводов, аэропортов, дорог. Казалось бы, малый и средний бизнес вне зоны нашего интереса, но это не так. Частное предпринимательство — важный фактор, который формирует российский экономический ландшафт, особенно региональный», — рассказывает Алексей Иванченко, заместитель председателя Внешэкономбанка — член правления.
В течение нескольких месяцев этого года во время специального кастинг-тура организаторы отсмотрели выступления сотен компаний со всех регионов России, чтобы найти самых перспективных и интересных. Именно они расскажут о себе в новом сезоне телешоу, которое каждую неделю будет выходить на телеканале НТВ. В российском малом и среднем бизнесе занято около 17 миллионов человек. В эпоху цифровой экономики эти цифры могут вырасти в разы, а для региональной экономики это станет дополнительном импульсом для развития. «В новом сезоне мы хотели показать, что география российских инноваций гораздо шире, чем многие думают, — говорит Алексей Иванченко. — Благодаря кастинг-туру мы получили четкое понимание того, как развиваются сегодня российские региональные стартап-экосистемы. Мы увидели не лоскутное одеяло из единичных историй, а полноценные системы. В разных уголках России появляются своего рода центры технологических компетенций для разных отраслей». По его словам, перспективные идеи — это не только инновации: малый бизнес в российских регионах сегодня успешно развивается в самых разных сферах. Это разнообразие будет широко представлено в телепроекте.
«В новом сезоне „Идеи на миллион“ будут не только технологические стартапы с роботами и беспилотниками, но и просто люди с красивыми предпринимательскими идеями. Важно убедить всех, что в нашей стране вполне перспективно начинать свой бизнес и можно мечтать не только о работе в силовых структурах или сырьевых компаниях», — подчеркнул ведущий программы «Идея на миллион» Сергей Малозёмов.
Поиск перспективных проектов в регионах позволил открыть множество талантов, не столь известных за пределами столиц. Например, воронежский инженер Никита Евсеев придумал технологию «Вспененное тесто». Она позволяет печь хлеб из муки разных сортов без использования дрожжей за счет вспенивания и обогащения теста воздухом. По словам автора изобретения, процесс приготовления ускоряется в 40 раз. При этом для выпечки пышного хлеба можно использовать полезные сорта муки: ржаную, цельнозерновую и другие. Это готовый продукт, который уже работает в нескольких пекарнях, а сам проект имеет потенциал для масштабирования.
Многие предприниматели сразу выбирают социальную сферу или создают проекты для городской инфраструктуры. Компания «Сборные автодороги» из Калининграда делает сборное дорожное покрытие, которое может укладываться на слабые грунты. При его использовании «дорожный пирог» не нужен и за счёт конструкции сильно снижается нагрузка на грунт: если на покрытие давит 10 тонн, то на грунт — всего 25 грамм. По словам создателей проекта, в России 610 тыс. км автотрасс общего пользования, из них менее 5% построены с использованием железобетонных изделий при существующей потребности в 1,5 млн км. Разработчики решения полагают, что ежегодный объем рынка может достигать 25 миллиардов рублей. Разработку поддержал Фонд содействия инновациям, уже идет строительство пилотного участка дороги в Калининграде.
Еще один проект из Северо-Западного региона — AlexTech. Осенью в Калининграде планируют открыть их первую «умную» остановку, которая работает от солнечной энергии, очищает воздух и имеет много других полезных функций.
Компания Observer развивает продукт на стыке социального и коммерческого: она разработала инвалидные коляски-вездеходы. При этом у разработки есть экспортный потенциал. Как правило, частные венчурные инвестиции под такие проекты найти сложнее, а вот государство могло бы оказать целевую помощь. Для нишевых разработок такая поддержка очень важна. Это подтверждает Сергей Костеневич из компании Una Wheel, финалист первого сезона телепроекта о предпринимателях. Его компания получила 20 млн рублей за разработку электроприставки для инвалидных кресел. Устройство позволяет сделать обычное механическое кресло, которое выдает государство, моторизованным. Человек может сам установить электрическое колесо и увеличить свою мобильность. «Шоу дало средства на развитие компании. Мы создали лабораторию с 3D-принтерами, где сразу печатаем разработки и понимаем, подходят ли детали. Сделали ремонт в офисе, увеличили штат и приобрели материалы для первой партии на продажу», — рассказывает Сергей.
Активно пробуют себя в предпринимательстве студенты и школьники, для них это естественный выбор для самореализации. Например, старшеклассники из Екатеринбурга придумали таймчарт - программу, которая автоматически составляет учебное расписание. Ее уже используют в их школе. Одиннадцатиклассник из Казани разработал SugMetr. Это проект портативного устройства для измерения уровня глюкозы в крови без повреждения покровов кожи. В основе разработки — применение методов инфракрасной спектроскопии. Во Владивостоке первокурсница создала прототип модного аксессуара: серьги-наушники. Одной из самых юных участниц отбора стала пятнадцатилетняя Эрика Берген из Сочи. Она придумала «Электронное портфолио школьника»: облачный сервис, который позволяет пользователям создавать и сохранять свое портфолио (грамоты и дипломы об участии в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях), к которому смогут иметь доступ вузы и другие организации. В ближайшее время планируется пилотное внедрение в Краснодарском крае на базе Сочинского государственного университета, а в перспективе — интеграция с работой приемных комиссий вузов России и кадровых служб крупных работодателей.
В прошлом сезоне победители телешоу «Идея на миллион» разделили призовой фонд в 60 миллионов рублей. Впрочем, выигрыш в конкурсе измерялся не только в деньгах, но и в новых контактах с известными инвесторами, внимании заказчиков. Например, еще один финалист — компания «Зоопротеин» из Липецка — занимается переработкой органических отходов сельского хозяйства личинками мух: в результате получается белок для животных и органические удобрения. После шоу ее основатели получили десятки клиентских запросов, притом не только из России. Сейчас они в финальной стадии переговоров с инвестором, чтобы масштабировать свой бизнес.
Остаются последние дни для того, чтобы подать заявку на участие шоу, их прием на сайте пока открыт. Студийные съемки пройдут в сентябре, а первая серия выйдет в эфир в начале октября. Организаторы не раскрывают детали нового сезона, но кое-что уже известно. Будет снято 12 серий, в каждой из которых примут участие до 6 бизнес-проектов. Решать судьбу участников будет не только жюри, но и зрители в зале: их мнение определит, будет ли проект допущен до рассмотрения бизнес-экспертами. Каждый проект, который прошел зрительскую проверку, сможет получить до миллиона рублей от инвесторов и известных предпринимателей в жюри. И наверняка этим не ограничится: члены жюри вправе сделать более серьезное инвестиционное предложение приглянувшимся командам. Героями шоу станут предприниматели с интересными идеями, которые уже успешны на местном рынке или имеют все предпосылки для этого в ближайшем будущем. Сила телевидения поможет им развивать бизнес: находить новые рынки сбыта и потенциальных инвесторов.