Нет ничего более ужасного и мерзкого, чем каннибализм.
А почему на определённой стадии развития все народы на всех континентах практиковали людоедство? Что заставляло наших предков есть себе подобных? Часто говорят о голоде, о трудностях, связанных с добычей пищи, а человечинка всегда под рукой и в избытке. Но на самом деле причина в другом. Каким бы жутким это ни казалось, но поедание себе подобных связано с зарождением духовности и религиозных чувств у первобытного дикаря.
Господа, вы звери!
Есть два вида каннибализма, между которыми различий больше, чем сходства. Первый - пищевой, он связан именно с голодом. Как это ни прискорбно, он был всегда и всегда будет. Здесь уместно вспомнить недавнее выступление Даниила Гранина в бундестаге по поводу 70-летия снятия блокады Ленинграда. Он рассказывал, как мать, у которой умер один ребёнок, скармливала его другому, чтобы выжил хотя бы он. Подобные случаи каннибализма бывают всегда, когда наступает массовый голод или когда группа людей оказывается отрезанной от мира. Так было в 1930-е годы, когда в СССР свирепствовал голодомор, так было в фашистских концлагерях, так было в Эфиопии в 1980-е. И так было в голодные времена, связанные с неурожаем и войнами, которые без счёту случались в Европе, Африке и на всех остальных континентах. Исключений из этого правила нет, и неважно, белые это люди или чёрные, дикие или цивилизованные. Вот история крушения фрегата «Медуза» в 1816 году близ Африки. 140 человек, среди них было немало негров, высадились на плот. Их 13 дней мотало по океану, и за это время началась чуть ли не оргия каннибалов. Зачинщиками её были европейцы, а не африканцы.
В 1846 году во время золотой лихорадки в США караван примерно из 100 человек отправился через всю страну в Калифорнию. Застряв зимой в горах, они дошли до каннибализма. Спасшихся судили за убийство и людоедство, но оправдали. Судьи решили, что страдания и голод, которые они пережили, снимают с них всю вину. В 1972-м в Андах уругвайский самолёт потерпел крушение, выжившие 72 дня питались погибшими. В итоге спаслись 16 человек.
Все такие случаи близки к криминальному каннибализму, которым обычно страдают психически больные люди. Голод и мучения тоже лишают людей разума, иначе вряд ли бы они стали питаться человечиной. У Чикатило и иных знаменитых каннибалов страсть к поеданию себе подобных была связана с сексом, они получали удовлетворение не гастрономическое, а скорее эротическое. Поскольку секс лежит в самой основе нашей психики, эти расстройства очень тяжёлые. Поэтому шизофреники-каннибалы, которых отпускают после принудительного лечения, часто продолжают своё чёрное дело. Тут показательна история каннибала из Ротенбурга Армина Майвеса и его любовника-мазохиста, случившаяся в 2001 году. По просьбе последнего он кастрировал друга, и они вместе съели гениталии. Потом он его убил и доел в одиночку. Сейчас знаменитый каннибал занялся политикой, возглавляет тюремную ячейку партии зелёных.
Добрые внутри?
Древние и дикие племена, которыми нас любят пугать, обычно практиковали другой каннибализм - ритуальный. Это такие обряды, порой тяжёлые, неприятные, но обязательные к исполнению. Не сделаешь - и охота будет неудачной, и война проигранной. Так видели реальность дикари. Каннибализм обычно связывали с культом мёртвых и обрядами взросления - превращением юношей в мужчин, а девочек - в женщин.
Вот пример такого, но уже современного каннибализма у индейцев яноама в Южной Америке. Они сжигают умерших, а пепел смешивают с банановой кашей и едят. Зачем? Вот их объяснение: «Те, кто съел пепел храбрых воинов, наследуют их качества». Так же объясняли каннибализм почти все дикие племена. Многие ели печень, мозг, сердце, определённые мышцы, но не тело целиком. Некоторые племена ели не только почивших близких, но и убитых врагов. Но все делали это, чтобы унаследовать что-то полезное и хорошее. Учёные называют эти ритуалы симпатической или гомеопатической магией и объясняют законом подобия: потребляя кого-то, ты ему в чём-то уподобляешься.
В обеих Америках, Африке, Австралии, на островах Тихого океана и кое-где в Азии учёные реально наблюдали такой каннибализм ещё в XX веке. В Европе, к счастью, его следы сохранились только в мифах и сказках. Например, Зевс съедает свою жену Метиду, чтобы заполучить её ум и хитрость. Во время игры он просит её сделаться маленькой-маленькой, Метида выполняет желание, и муженёк её проглатывает. Не напоминает ли вам это Кота в сапогах? Он тоже попросил людоеда превратиться в мышку, чтобы его съесть.
Более явный ритуальный каннибализм сохранился в сказке про Красную Шапочку. Но не в той, которую мы знаем благодаря Шарлю Перро, а в изначальной народной сказке, которую он переделал. Когда девочка приходит к бабушке, волк предлагает ей жаркое и красное вино. Вы, наверное, уже догадались, что еда приготовлена из плоти бабушки, а вино - её кровь. Учёные считают, что здесь отражён ритуал взросления - превращение девушки в женщину, в процессе которого она должна стать умной, как бабушка. Подобных обычаев взросления сохранилось очень много у архаичных народов. Конечно, со временем ритуал становился всё более гуманным. Помните, яноама уже ели не плоть, а пепел? Кое-где мясо человека заменяли какой-то отвратительной пищей, проглотить которую было большим испытанием. Но главное - люди по мере развития отходили от чистого каннибализма, заменяя его символическими блюдами. Это неизбежная линия развития человечества. А вот пищевой каннибализм - вечен!